Начать со стартовой позиции и вырасти до управляющего магазином или регионального менеджера? Вполне реально! Если иметь не только желание, но и четкий план действий. О том, какие пункты должны быть в этом плане, рассказывает категорийный менеджер Авито Работы Дмитрий Пучков.
— На линейных позициях в ритейле, таких как кассиры, кладовщики или повара, у персонала нет опыта управления, но это вовсе не значит, что карьерный рост невозможен. Есть много примеров того, как работники, начавшие с этих должностей, за достаточно короткое время переходят на управляющие позиции.
Принимайте участие в обучении и общайтесь с наставником
— Для сотрудников крупных сетей существуют специальные программы обучения, которые позволяют новичкам без опыта пройти карьерный путь от продавца-кассира до супервайзера нескольких магазинов. Зачастую они включают как очное, так и дистанционное обучение, а также общение с наставником, который делится своим опытом: например, как принимать товары, какие существуют секреты продаж, а также как лучше заполнять отчетность. Все эти навыки, без сомнения, пригодятся вам на пути к должности руководителя. Обучение также помогает развивать навыки грамотного обслуживания покупателей, по которым старшие сотрудники оценивают кандидатов на повышение.
НА ЗАМЕТКУ
По данным Авито, 48% работодателей России проводят обучение персонала для более сложной работы. Если в вашей компании нет открытой информации о курсах, не стесняйтесь интересоваться об этом у руководства, а также открыто говорить о том, на какую должность в будущем вам хотелось бы претендовать. Важно понять, что обучение человека не заканчивается школой, колледжем или университетом, и развиваться нужно постоянно.
Будьте готовы к переезду
— При приеме на работу у сотрудников могут спросить, готовы ли они к переезду. Отнеситесь к этому вопросу серьезно — он может стать решающим в развитии вашей карьеры. Руководящие позиции в крупных торговых сетях открываются в разных регионах, и компания старается закрыть их сначала внутренними ресурсами. Если подходящего сотрудника на должность руководителя не найдется на месте, его могут пригласить из другого города.
У ритейлеров хорошо отлажена система кадрового резерва. Они заботятся о том, чтобы у каждого сотрудника была возможность карьерного роста, если он готов брать на себя больше ответственности. Всегда лучше вырастить руководителя, который будет понимать стандарты компании и досконально знать все процессы внутри магазина, чем искать нового сотрудника извне. Например, в сети “Магнит” есть примеры, когда товаровед становился директором всего за полгода.
КСТАТИ
Возможно, это одна из причин, по которой трудовая мобильность среди омичей очень развита. По данным июльского опроса Kelly Services и Авито Работы, 94% жителей Омска готовы переехать ради высокооплачиваемой работы. Каждый второй (58%) согласен уехать навсегда, при этом одна из основных причин — возможность карьерного роста (этот вариант отметили 44%). Помимо этого для омичей важны лучшие финансовые условия и высокая зарплата (94%), а также более комфортные условия жизни (54%).
Интересно, что среди самых популярных направлений оказался юг России — его выбрали 44% респондентов. Примерно треть не возражают против переезда в другую страну (30%), чуть меньше — в Москву, Санкт-Петербург или другой город-миллионник (29%).
Подхватывайте новые функции, даже если вас еще не повысили
— Чтобы начальство разглядело в вас такого сотрудника, будьте готовы подхватить новые задачи. Например, если вы еще ни разу не участвовали в инвентаризации — попросите включить себя в команду в следующий раз. Так вы проявите инициативу и узнаете, как грамотно организовать этот процесс, ведь в любом деле есть свои тонкости: инвентаризацию необходимо проводить последовательно по местам хранения товаров, а затем помещение нужно закрыть и опечатать, и так далее. Подумайте, о каких еще направлениях работы магазина вам было бы полезно узнать — к примеру, смена в качестве сборщика заказов позволит познакомиться с системой сбора и логистики. Это может быть очень полезно, так как сейчас многие ритейлеры развивают доставку и интернет-магазины.
Такой способ часто используют руководители в крупных компаниях, чтобы лучше понять потребности клиентов и эффективнее выстраивать процессы в своей команде. Важно знать всю кухню и лучше погружаться с самого начала карьеры. Так вы продемонстрируете желание развиваться и сможете получить больше опыта. К тому же так вы быстрее вникнете в новые процессы и сможете завести аргументированный разговор о повышении.
Развивайте нужные личные качества — вежливость и стрессоустойчивость, аккуратность
— В описаниях вакансий в сфере “Продажи” от кандидатов часто требуются умение вежливо общаться с покупателями. Это не пустые слова, а очень важное для кассира умение, ведь попадаются разные посетители и случаются разные ситуации. Например, вас могут невежливо попросить отменить покупку или сделать скидку. При этом важно сохранять спокойствие и доброжелательность, ведь вы лицо магазина. Кроме того, в вакансиях встречаются такие требования, как порядочность, пунктуальность и аккуратность. Старайтесь не забывать об этом в повседневной работе, и повышение не заставит себя ждать.
Инициативных и ответственных сотрудников ценят в любой компании и дают им возможность развиваться. Обладая этими качествами, можно вырасти до управляющей должности с любой, даже начальной позиции. Для этого нужно:
- быть готовым обучаться и инвестировать таким образом в свое будущее
- не бояться брать больше ответственности
- быть инициативным
- проявлять нужные качества на рабочем месте
**