В Омском драматическом «Пятом театре» приглашенный режиссер Игорь ГРИГУРКО поставил спектакль «Берегиня», который заслуживает называться красивейшей из всех премьер текущего сезона.

ТОЛЬКО ПЕНИЕ И ПЛАСТИКА
Три показа премьерного спектакля, прошедшие на минувшей неделе, сопровождались аншлагом, длительными аплодисментами и слезами на глазах зрителей. Слезами от красоты, счастья, боли, надежды – пластическая баллада «Берегиня» обращается к памяти предков и языческим обрядам, образно повествует о древних и оттого непогрешимых истинах, о нитях судьбы, о безжалостном колесе истории и цикличности человеческой жизни. Спектакль удивительным образом проникает в душу и заставляет еще долго осмыслять испытанные переживания.
Метафорический и визуальный язык «Берегини» прекрасен, режиссер-постановщик Игорь Григурко находит тонкие и точные способы воплощения сюжетных поворотов. У артистов в этом спектакле нет слов – вся история рассказывается только пластикой и пением. С помощью профессионального фольклориста, руководителя этнопроекта KANVA Евгении АМАРЦЕВОЙ и педагога, руководителя Академии детского мюзикла Виктории ИНОЗЕМЦЕВОЙ труппа «Пятого» освоила технику народного вокала. Кстати, Евгения в процессе работы не только стала соавтором музыкальной части спектакля и преподавателем народного вокала для актеров «Пятого», но и одной из исполнительниц роли Берегини (в другом составе ее играет актриса театра Татьяна КРЫЛОВА).

НА 200 ПРОЦЕНТОВ
Баллада «Берегиня» состоит из двадцати композиций, две из которых инструментальные, пять – авторские песни, а все остальные – художественные вариации на тему традиционных фольклорных песен. Приглашенные аранжировщики и музыканты Анастасия ДРУЖИНИНА и Юрий БАНЗАРОВ (Государственный бурятский академический театр драмы им. Х. Н. Намсараева, г. Улан-Удэ) сумели так мастерски переложить этнографический материал, что он звучит актуальным произведением сегодняшнего дня, но одновременно несет в себе отпечаток пробирающей до мурашек древности.
Во время репетиций «Берегини» актеры стали физически более выносливыми: в гримерках демонстрировали друг другу синяки и активно худели. Что неудивительно: от артистов спектакль требует больших физических, эмоциональных и мыслительных затрат, ведь на сцене они делают просто невероятные вещи. А некоторые самым ценным итогом этой изнуряющей работы называют обретенную способность особенно остро ощущать партнеров по сцене и практически осязаемую «химию» между всеми участниками постановки.
— Артисты «Пятого театра» — пластические. Если бы они не были пластическими, спектакля бы не получилось, — говорит режиссер-постановщик. — Они настолько чутко пластические, что это фантастика, работать с такой командой — не просто удовольствие. Можно сказать Богу спасибо за то, что мне так повезло. Не всем так везет. Ребята выкладывались не на сто, а на все двести процентов.

МОЖНО ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА
Пригласив Игоря Григурко, который в последние десять лет занимается постановкой пластики в спектаклях других режиссеров, в качестве режиссера-постановщика, «Пятый театр» рискнул — и не прогадал. У Григурко получился красивый, трогательный и глубокий спектакль, которому обеспечен успех у публики. Получив приглашение «Пятого театра», известный хореограф вспомнил идею своей давней постановки. Семнадцать лет назад с театром «ЧелоВЕК» он поставил «Берегиню» — совершенно иную, но о том же: о праматери-хранительнице, о рождении и похоронах, о земле и небе… Это был моноспектакль уникальной певицы Людмилы Глуховой, памяти которой режиссер посвятил свою премьеру в «Пятом театре». В новой версии «Берегини» задействовано много артистов, которым пришлось учиться не только народному пению:
— Лишь в мой второй приезд в театре поняли, что актеры должны петь и танцевать одновременно. А этого, наверное, никто не ожидал. Но мы попробовали, и, думаю, сейчас руководители театра будут счастливы, что у них такая команда. С такой командой можно делать чудеса, — говорит Игорь Григурко, и в голосе постановщика звучит гордость за результат, который был достигнут большим трудом и высоким профессионализмом всех участников постановки. В том числе и художника по свету Игоря Алабужина, и хореографа-постановщика Игоря Ощепкова, и работников театральных цехов, которых режиссер тоже не забыл поблагодарить со сцены после премьеры «Берегини».
В спектакле звучат хомус (он же варган), монгольский моринхуур и другие народные инструменты. Но звучат не в чистом виде, а вплетаются в фонограмму, записанную со всеми современными тенденциями: с электронными пэдами, тщательно выписанной ударной секцией и т.д.
Декорации для спектакля придумал режиссер Игорь Григурко. Из больших, специально сшитых жгутов режиссер и сотрудники цеха практически в технике макраме собственноручно сплели символические деревья, в финале складывающиеся в единое мировое древо, принимающее в свое лоно человека.
Художником по костюмам стала известный омский дизайнер и автор собственного бренда Анна Долганева. Вместе со своей командой она сотворила костюмы, в дизайне которых фольклорные мотивы получили современную переработку.
Фото: Анна ШЕСТАКОВА
*