Незаконный оборот наркотиков и его последствия являются одной из наиболее острых проблем современности, представляющих угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Наркоситуация в Российской Федерации снижает качество призывного и поступающего на военную службу по контракту контингента.
В связи с этим противодействие незаконному обороту наркотических средств является одним из приоритетных направлений в работе правоохранительных органов, в том числе и органов военной прокуратуры.
Перечень наркотических средств и психотропных веществ утверждён Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002. Данный перечень постоянно обновляется в связи с регулярным появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, в результате чего у правоохранительных органов возникают проблемы при квалификации противоправных деяний.
Одной из таких проблем в течение продолжительного времени являлось распространение на территории РФ некурительных табачных изделий (насвая, снюса).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.12.2008 № 268 «Технический регламент на табачную продукцию», табак сосательный (снюс) – вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.
Насвай в соответствии с названным законом – вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья.
Частью 2 статьи 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оптовую или розничную продажу насвая, табака сосательного (снюса).
Таким образом, названные табачные изделия к наркотическим средствам и психотропным веществам не относятся, однако их продажа на территории РФ запрещена.
Вместе с тем в ряде регионов России, в том числе в Омской области, получила значительное распространение практика реализации изделий сосательного и жевательного назначения с высоким содержанием никотина, которые согласно проведённым экспертным исследованиям не содержат в своём составе табака или табачной пыли, в связи с чем не могут быть признаны табаком сосательным (снюсом) и, соответственно, их реализация не может быть квалифицирована по части 2 статьи 14.53 КоАП РФ.
Таким образом, прямого запрета на продажу таких изделий в действующем законодательстве нет.
Однако, в соответствии с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, названные изделия относятся к пищевой продукции, в связи с чем данная продукция должна соответствовать техническим регламентам Таможенного союза ТР ТС 021/2011.
Реализация никотиносодержащей продукции, не соответствующей техническим документам Таможенного союза, влечёт за собой ответственность, предусмотренную ст. 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов». Правом составлять такие протоколы об административных правонарушениях наделены сотрудники Роспотребнадзора по Омской области.
**