Более 300 костюмов, 16 хоровых партитур, 6 хореографических номеров и Тарский острог на сцене. Омский хор готовит к Дню города большую премьеру: фильм-концерт-спектакль «Крепость Сибири» (6+).
ПРО МАЛУЮ РОДИНУ
В одном углу сцены кузнец высекает искры молотом, в другом сыплется сквозь сито белая мука – скоро пекарь хлеб изготовит. Прядёт кудель пряха, орудуют двуручной пилой плотники, крутит гончар натруженными руками свой круг жизни… Новая программа Государственного академического Омского русского народного хора приурочена к 75-летию коллектива и вливается в череду постановок, посвященных родному краю.
«Крепость Сибири» – самостоятельный фильм-концерт-спектакль (жанр, который, кажется, Омский хор и изобрёл), однако он послужит логическим продолжением предыдущего большого проекта – фильма-концерта-спектакля «Ермак. Легенда Сибири» (6+).

ГЛАВНОЕ – ХАРАКТЕР
В прологе плывет на лодке служивый человек по Иртышу, по Реке Времени – и узнаются в нем черты легендарного атамана. Смотрит Ермак: что осталось после него? И видит ткачих и плотников, стойких, способных обуздать суровый край ремесленников. Они и есть – «Крепость Сибири».
– До премьеры месяц, и много еще работы предстоит. Но уже сейчас могу выделить главное, – рассказывает главный балетмейстер Омского хора Зуфар ТОЛБЕЕВ. – Для нас очень важно показать именно характер сибиряков. Мужчины у нас брутальные, женщины и девушки – красавицы. И сибирский характер, заложенный суровой природой, мы стремимся передать в каждом танцевальном номере, который показывает ремесленное мастерство. И еще для меня главная задача – региональный хореографический материал. Конечно, Омская область – край переселенцев, здесь нет таких вековых традиций, как, допустим, в Вологодской области. Но все равно в авторской хореографии мы стараемся сделать привязку к региону. И при этом обязательно сохранить почерк, узнаваемый стиль Омского хора, который был заложен Яковом Абрамовичем Коломейским.
В процессе подготовки программы артистам приходится не только репетировать, но и участвовать в киносъемках: жанр обязывает. Танцевальные и вокальные эпизоды перемежаются короткими сюжетными видеороликами, а всё вместе складывается в единый драматургический сюжет. Потому это одновременно и фильм, и концерт, и спектакль – все форматы связаны воедино.
Для полуторачасовой программы пошили около 320 костюмов, создали порядка 100 единиц реквизита, а образы артистов дополнят масштабной декорацией: на сцене обещают воссоздать деревянную крепость, в которой омичи с легкостью узнают Тарский острог. Свое, родное, многие легко заметят и в номере «Ковры шелковы», где девушки ткут из больших отрезов единое полотно, на котором вырисовываются узоры знаменитых ковров села Крестики Оконешниковского района Омской области.
В ОДНОЙ ПАРТИТУРЕ
Репетиции номеров, изготовление костюмов и декораций для такого большого профессионального коллектива, как Омский хор, – процесс долгий. Но не меньше времени у авторов проекта уходит на подбор источников и создание музыкального материала.
– Когда погружаешься в тему, находишь множество разных вариантов – например, у нас будет звучать «Соловей кукушечку уговаривал». Мы нашли 12 вариантов, различных по музыкальному тематизму: две версии народных песен, записанных в Омской области, варианты из Томской области, Новосибирской, Барнаула, Иркутска, – рассказывает главный хормейстер коллектива Галина ПОДДУБНАЯ. – Даже в Абакане в сборниках разных лет, от 50-х до 90-х годов, нашли версии, отличающиеся по тематизму. И встал вопрос: какую же партитуру будем все-таки исполнять? Так пришла идея сделать наборную версию, контаминацию, чтобы вся Сибирь зазвучала в одной партитуре.
В «Крепость Сибири» вошло 16 хоровых партитур в обработке главного хормейстера Галины Поддубной, 18 аранжировок главного дирижера Юрия Кононова, 6 хореографических номеров в постановке главного балетмейстера Зуфара Толбеева. Режиссером проекта, автором мультимедиа выступил Сергей Панин. Автор идеи и руководитель проекта – начальник хора Елена Ермакова.