Герои легенд, притч и бурятского эпоса поселились в Городском музее «Искусство Омска» на выставке «Ульгер. Авторские куклы семьи Намдаковых» (0+).
СОЗДАЛИ ЗА ДЕВЯТЬ ЛЕТ
Даши Намдаков – всемирно известный бурятский художник. Автор универсальный и уникальный: в его творчестве сливаются Восток и Запад, он с одинаковым успехом экспонируется и в Китае, и в Италии, создает ювелирные изделия и архитектурные проекты – например, знаменитый дворец бракосочетаний «Казан» в столице Татарстана.

– Вся семья Намдаковых творческая. Отец Даши был мастером, который брал заказы в буддийских монастырях на изготовление божеств и к этой работе привлекал всю семью. Это одновременно был и нравственно-воспитательный момент, и обучение мастерству, – рассказывает куратор выставки, директор музея Лариса ТИМКОВА. – Я думаю, что Даши начал формироваться как художник с детства.
Профессиональное художественное образование из всей творческой семьи получил только Даши, но и без образования члены его семьи признаются в художественном сообществе как великие мастера. Девять лет назад Даши Намдаков предложил своим сестрам эскизы кукол (копии этих эскизов, кстати, тоже представлены на выставке). И мастеровая семья взялась за дело: у каждого в этом большом проекте была своя роль. Одна мастерица формировала фигуры сказочных созданий, другая сшила им одежду, третья расшила наряды бисером… В результате совместного творчества на свет появились чудесные создания – выразительные, хрупкие, внеземные.
РАСШИФРОВАЛИ ТАЙНЫЕ СМЫСЛЫ
«Ульгер» с бурятского переводится как «сказание». Попадая на выставку, зритель действительно окунается в пространство, где царят мифы и легенды, живет очарование бурятской культуры, переплетаются реальное и магическое.

Вот «Скрипачка» – трогательное и нежное создание, образ которого вдохновлен полубожественными девами-птицами киннарами из буддийской мифологии. Вот «Девушка-лебедь», чей образ рожден из мифологического сюжета о тотеме-прародительнице одиннадцати родов хоринских бурят, небесной девы-лебеди Хун Шубуун. Вот «Ханша», чье знатное происхождение выдают не только высокий трон и богатый наряд, расшитый кружевом, шелком и бисером, но и величественное выражение лица. Ее длинные, до пола, косы говорят и о замужнем статусе этой пышущей великолепием женщины, и о вере в магическую силу волос, вмещающих жизненную силу человека и символизирующих плодородие.
– Мы постарались на этикетках к экспонатам расшифровать все отраженные в куклах мифологические сюжеты, чтобы зрителям было комфортно. Конечно, по выставке проводятся экскурсии, где обо всех смыслах мы рассказываем подробно, но даже если люди придут самостоятельно, они смогут сами разобраться во всех сюжетах, – пояснила Лариса Тимкова. – Как вы уже заметили, на выставке превалируют женские образы. Это один из самых главных образов в искусстве вообще, и особенно в бурятской культуре, где женщина всегда имела большое значение. Тем более что величайшее богатство и счастье бурятской семьи – это дети.

МОЖНО БУДЕТ ПООБЩАТЬСЯ
Каждая из кукольных женщин авторства Намдаковых прекрасна и у каждой – своя история, свой сюжет. В этих гипсовых и фарфоровых лицах прячется целая судьба придуманного персонажа, разгадать которую можно, даже не читая название работы и этикетку с информацией – настолько выразительны позы кукол, их одеяния, их восточные лица, в которых, несмотря на внешнее спокойствие, видна внутренняя жизнь. Женщины здесь представлены в разных ипостасях: воительницы и повелительницы, скромные девы и медитирующие особы…
Одна из работ так прямо и называется – «Медитация». Эта кукла сидит со скрещенными ногами и прямой спиной, руки спокойно лежат на коленях, а глаза прикрыты – взор обращен внутрь себя, она сосредоточена и отрешена. Тантрическая практика играет большую роль в буддийской культуре, и эта кукла – образец идеала мирянки-буддистки, которая стремится встать на путь духовного просветления и получить хорошее перерождение в следующей жизни. Вот и выходит, что зритель выставки «Ульгер», знакомясь с куклами бурятских мастеров Намдаковых, через них знакомится и с особенностями культуры буддизма – религии, которую традиционно исповедуют в республике на берегу Байкала.

Интересно, что даже героиня, чей образ назван «Танец», – кукла, которая, судя по одежде и атрибутам, исполняет страстное испанское фламенко, – получила от художников опять же бесстрастное, спокойное и сосредоточенное выражение лица. Такое же, с каким изображается на буддийской иконе богиня танца Ласья. «Ведь танец может быть не только выражением ярких чувств и эмоций, но и динамической медитацией», – объясняют этот кажущийся парадокс авторы выставки.
С создателями кукол омичи смогут пообщаться лично. Во всяком случае, в музее надеются, что задуманное осуществится: в январе или в феврале в Омск должны приехать две мастерицы из семьи Намдаковых. Они пообщаются со зрителями выставки, ответят на все интересующие посетителей вопросы, а также раскроют секреты создания кукол и проведут мастер-классы для желающих. Точная дата приезда авторов пока неизвестна – учреждение обещает оповестить зрителей через свои соцсети.
Выставка «Ульгер» будет работать в Городском музее «Искусство Омска» до середины марта.
Фото: Сергей САПОЦКИЙ