Игра в Грецию, смешение жанров, мечты о свободе – в Малом камерном лицейском драматическом театре 21 ноября вышла премьера спектакля «Эзоп» в постановке и художественном оформлении Алексея ОСИПОВА.
РАБ, НЕ ПОХОЖИЙ НА ДРУГИХ
Пьеса Гильерме Фигейреду «Лиса и виноград» (16+) привлекла режиссера многообразием жанров: в истории раба Эзопа, рассказанной бразильским драматургом, Алексей Осипов увидел и комедию, и трагедию, и лирику, и фарс, и гротеск, и даже буффонаду. Эту полифоничность он попытался воплотить на сцене, определив жанр своей постановки как «басня» – ибо в баснях тоже наблюдается смешение. В них есть и сказочные черты, и сатира, и ирония, и, непременно, мораль.
Басня лицеистов рассказывает историю Эзопа (Иван ПЕРМЯКОВ), уродливого (уродливого ли?) раба, страстно жаждущего настоящей свободы. Он не сбежит от хозяина – ведь жить в вечном страхе быть пойманным не означает быть свободным. Он любит животных, честен с собой и другими, мудр, ироничен и сочиняет басни, смысл которых совершенно не понимает его хозяин.
А хозяин Эзопа – философ и учитель (философ и учитель тоже со знаком вопроса) Ксанф (Валентин РУДЯК, Семен ПОЛТОРАНИН), который признается в любви своей жене Клее (Дарья ОКЛЕЙ, Анастасия МАКСИМЕНКО), но не отвергает навязчивых соблазнительных жестов служанки Мели (Светлана ПОЗДНЯКОВА, Анна НОВОСЕЛОВА). Ксанф не раз обращается к умному рабу за помощью, обещая даровать взамен свободу. Но единственное, что получает Эзоп в награду – порка, с которой превосходно справляется бессловесный эфиоп (Даниил НОЗДРИН).
Столь желанную свободу раб получает только после громких требований греческого народа, призывающего Ксанфа исполнить свое обещание. Но наслаждение жизнью свободного человека не продлилось долго – не похожий на других мудрец сталкивается с предательством отвергнутой им Клеи, уговаривавшей вместе сбежать от Ксанфа. И тогда Эзопу придется сделать выбор, который станет его последней басней.
ОН ЛЮБИТ УЛЫБКИ
Спектакль у лицеистов получился не бесспорный. Некоторым будет трудно воспринимать трактовку женских персонажей. Алексей Осипов до премьеры признавался: «Мы играем в Грецию». И в этой игре, памятуя о басне, где животные есть воплощение людских характеров, он попытался сделать из Клеи и Мели этаких хитрых лисиц, которые только в конце осознают реальность и сбрасывают маски. Но игра в хитрость в итоге выливается в чрезмерное кривляние, которое в какой-то момент может даже вызывать раздражение.
Вызывает вопросы и визуальное оформление постановки. Женские костюмы и абажуры выполнены в технике макраме, и это замечательно придуманная и не менее хорошо исполненная идея: плетёные из шнура наряды силуэтами и легкостью напоминают греческие туники и вместе с тем создают условность игры в Грецию.
Однако же остальные костюмы на этом фоне выглядят «слишком другими»: с искусными и отчасти условными нарядами Клеи и Мели дисгармонируют форма цвета хаки капитана Агностоса (Евгений ХОХЛОВ, Джамиль ДЖАМИЛОВ), атласный домашний костюм Ксанфа – как будто каждый персонаж сошел со страниц своей собственной книги. Общая картинка спектакля получается уж слишком разностилевой. Если в случае со смешением жанров в повествовании диссонанса не возникает, то в художественном оформлении глаз отказывается воспринимать спектакль как единое целое.
И вместе с тем зритель найдет чему порадоваться в новой постановке Малого камерного театра. Хорош был на премьере Валентин Рудяк – артист точен и правдив в исполнении роли Ксанфа, который мало что понимает в мудрости, но спешит учить других – и берет, видимо, своим обаянием, невольно вызывая ассоциации с нынешними самопровозглашенными коучами, гуру и инфлюенсерами. Большое удовольствие – смотреть на Ивана Пермякова. Харизматичный и глубокий актер замечательно справляется с непростой ролью Эзопа, называя ее особенной.
– Во-первых, эта роль особенная потому, что она у меня сейчас. А во-вторых, потому что она сложная. Я думаю, вряд ли кому-то было бы интересно бесконечно смотреть на страдальца Эзопа, бродящего в кандалах – такую роль надо решать только через прорыв, через особенное отношение, – объясняет Иван. – Мы с режиссером очень много разговаривали об этом. У меня к себе как к артисту был вопрос: что мне делать, чтобы не играть доброту на сцене – считаю, что абстрактную доброту нельзя играть, так же, как нельзя играть зло. И в один прекрасный момент пришло решение: у Эзопа отношение к остальным персонажам, как к детям. Эзоп любит улыбки на лицах людей – вот в чем дело.
Ближайший показ театральной басни «Эзоп» (16+) состоится 6 декабря.