Петербургский режиссер Роман ГАБРИА выпустил в Омском театре драмы эстетский спектакль «С днем рождения, Папа!» (18+) по пьесе Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше».

В ПЕРЕВОДЕ РЕЖИССЕРА
Премьерой о семье, пропитанной лицемерием, театр 16 сентября открыл свой 149-й сезон. История Теннесси Уильямса подана «в переводе Романа Габриа», как однажды пошутил над режиссером известный сценарист и театральный критик Олег Лоевский. Пьесу американского драматурга Роман серьезно дополнил собственным текстом — от оригинала осталось примерно 70%, остальное сочинил Габриа. Он же придумал персонаж заслуженного артиста России Олега Теплоухова, который в программке значится как «Поллит-старший, больной».

Есть еще Поллит-старший, здоровый, его в двух разных составах играют заслуженный артист России Сергей Оленберг и заслуженный деятель культуры Омской области Владислав Пузырников. В пьесе американского драматурга Большой Папа (так в семье называют плантатора Поллита) один, но в спектакле Габриа сливаются два пространства. На сцене существует властный и жесткий хлопковый миллиардер Поллит, в свой день рождения принимающий лицемерные поздравления от семьи, которая мечтает поделить его наследство и скрывает факт его болезни. И он же за несколько часов до смерти – когда в его душе появляется смирение, а в речах звучат признания, которые раньше были немыслимы.

ДВА МИРА ОДНИМ КАДРОМ
Мир спектакля дуалистичный: на сцене и мир, в котором плантатор Поллит жил со своей семьей, и мир, в который попало его тело. Два Папы существуют одновременно, два пространства сливаются воедино и подаются цельным кадром. В этом спектакле действительно не сцены, а кадры – режиссер Роман Габриа сам называет свою работу «визуальным спектаклем».
– Визуальный спектакль – это способ и создания формы спектакля, и партнерского существования артистов, – объяснил Роман журналистам во время встречи на «Культурном завтраке» в ресторане «Где же кролик». — Мы используем принцип кинематографии, где кадр вписывается в раму — рама может быть окном, коридором или дырой, дверным проемом. У нас много таких моментов. И когда действие происходит в раме, мы используем театральный круг, чтобы зритель мог с разных ракурсов посмотреть сцену – как в кино, когда поворачивается камера. Я старался поставить мизансцены так, чтобы актеры работали не фронтально.

БОЛЬНАЯ И НЕПРИЧЁСАННАЯ
Визуал Габриа создал кинематографичную историю — очень красивую по картинке и жуткую до дрожи по смыслу. Как сказал актер Олег Теплоухов — больную и непричёсанную. Это история о семейных проблемах, доведенная до гипертрофированности, все острые углы конфликтов заточены до бритвенной пронзительности. Красивая жуть складывается из множества деталей: кукольные дети супругов Гупера и Мэй, самозабвенные танцы во время избиения. И красивые внешне люди в черных одеждах – цвета их помыслов.

— Материал очень сегодняшний — именно по проблеме взаимоотношений между людьми, — говорит о спектакле актёр Олег Теплоухов. — У моего героя есть очень ценная фраза: хватит воевать друг с другом. Она абсолютно не политична и означает «давайте слышать, искать компромиссы, понимать друг друга». В семье надо жить, а не выживать.
Оба премьерных показа спектакля «С днем рождения, Папа!» прошли в Театре драмы с аншлагом и овациями. Постановка нашла своего зрителя, хотя и понравится не всем. Слишком неприглядны эти услаждающие глаз персонажи, и слишком неудобные вопросы задают Теннесси Уильямс и Роман Габриа.



*