По решению президента 2022 год посвящен народному искусству и нематериальному культурному наследию народов России. Спецпроект «Вечерки» продолжает знакомить читателей с омичами, которые сохраняют традиции и знают, как сделать древнее искусство востребованным в современности.
Два цвета
Сделать уникальным обычный буфет, сотворить авторскую брошь, украсить сахарницу и создать боди-арт в народном стиле – все это под силу Светлане ТАРАСОВОЙ, делом жизни которой стала художественная роспись по дереву. Окончив худграф Омского педагогического университета, она пришла работать в промышленный колледж, впоследствии ставший Омским филиалом Высшей школы народных искусств (академии). Пришла с конкретной задачей: найти и развивать наше, исконное, местное. Таким нашим оказалась урало-сибирская роспись.
– Об урало-сибирской росписи на самом деле не так много известно. Характерный для нее двухцветный мазок зародился на Урале и в Сибири практически одновременно. Каждый мастер привносил в роспись что-то свое, большое влияние на нее оказали и переселенцы с Западной Украины, которых в этих местах было много. Только в украинской росписи больше мелких чертежных элементов разного цвета, наша же более живописная, – рассказывает Светлана Тарасова. – Со временем сложилось два направления расписной утвари – адаптировали на металле при демидовских заводах: знаменитые нижнетагильские подносы, расписанные цветами и ягодами, – это ответвление урало-сибирской росписи. Изначально же мастера украшали только интерьер и деревянные предметы быта: прялки, туеса, короба, сундуки, филенки. Стены полностью расписывали, поэтому в традиции и сохранен фоновым белый цвет. Разрисовывали и потолок, а у исследователя Василия Барадулина я нашла информацию, которой почему-то горжусь: именно на нашей территории, в Омской области, роспись обнаружили даже на полу.
Светлана берет кисть, выдавливает на нее из тюбика краску, затем поворачивает и на второй край набирает краску из другого тюбика. А после плавными движениями водит по палитре кистью туда-обратно, делая так называемую растяжку цвета. Краски по центру кисти смешиваются, переходят одна в другую, и мастер делает первый мазок, рождая желто-зеленый листочек. Такими двухцветными мазками создаются все элементы урало-сибирской росписи: цветы, бутоны, ягоды, листья, вазоны, курочки.
Новая композиция
В каждый элемент народной росписи заложен особый смысл – мечты о лучшей жизни. Курочка и петушок – это символы семьи и достатка; бутоны означают детей, новую жизнь; листья – символ изобилия; отдельные элементы собираются в композицию, которая тоже наделена смыслом. Так, вырастающий из вазона огромный букет – это райское древо, древо жизни, метафора бессмертия и плодородия. Роспись, как любой декор в народном искусстве, служила одновременно и украшением, и оберегом. Потому в первую очередь расписывали красный угол, где стояли иконы, и детскую люльку.
– Изучая роспись со студентами, мы сначала копируем первоисточники. Например, прялки, собранные в экспедициях Сибирским культурным центром, с которым мы тесно сотрудничаем, – продолжает рассказывать Светлана Тарасова. – А чтобы роспись жила дальше, не была архаизмом, она должна получать какое-то развитие. Вот мы и ищем способы ее актуализировать. Находим новые цветовые оттенки, применяем в сегодняшнем интерьере – берем мотивы и переносим на современную мебель. Саму же технику исполнения росписи не меняем, используем традиционный двухцветный мазок, традиционные мотивы. Новшества касаются композиционных решений: современная урало-сибирская роспись более упорядочена, элементы укладываются в орнамент в соответствии с новыми тенденциями. Еще один способ сделать традиционную роспись актуальной – наносить ее на нехарактерные предметы. Сейчас популярны, например, расписные серьги и броши или вот, смотрите, матрешки в платках с урало-сибирскими мотивами – матрешек никогда так не расписывали, а мы порой это делаем.
Мир должен знать
Как мастер Светлана Тарасова работать практически не успевает: нет времени на создание изделий для ярмарок, выполняет только индивидуальные заказы. Чаще всего, кстати, как раз просят расписать те самые броши, серьги или шкатулки. Сундуки непопулярны: за все время своей творческой деятельности мастер художественной росписи может вспомнить только один сундук и один небольшой ларец. Зато хорошо помнит всплеск интереса к расписным столам. Было время, когда люди активно выбрасывали старые ножные швейные машинки, а красивые кованые станины оставляли. Для них и заказывали деревянные столешницы и просили Светлану расписать.
Львиную долю времени художницы занимает педагогическая деятельность: Тарасова растит новые поколения людей, владеющих искусством преображать предметы с помощью взмахов кисти. Порой преподавателя Омского филиала ВШНИ (академия) и ее студентов можно увидеть на городских праздниках: они проводят мастер-классы по урало-сибирской росписи, рисуют боди-арт из цветов и ягод, рассказывают о наследии наших предков. И считают несправедливым, что гжель и хохлому знает весь мир, а вот о существовании урало-сибирской росписи не слышали даже многие омичи.
– К сожалению, Омск не настолько туристический город, но мы все вместе над этим работаем, и думаю, что когда-нибудь и урало-сибирскую роспись сделаем брендом нашего региона, – говорит Светлана. – На базе ВШНИ создан ресурсный центр, который работает совместно с Центром социальных инноваций. Мы отправляем туда наших студентов, чтобы они открывали свои производства и развивали наше культурное наследие.
Раньше мастера использовали для создания красок натуральные материалы: чтобы получить зеленый, подмастерье перетирал в ступе малахит, красный и коричневый добывали из глины, для белого использовали известь, для синего – цветки растений. Современная промышленность значительно облегчает труд мастеров народной росписи. На мастер-классах, где нужно за короткое время показать технику, используют быстросохнущий акрил, в работе же пользуются только маслом: оно долго не сохнет и за счет этого дает возможность больше протянуть мазок, тем самым создав максимально плавный переход. Создать голубой цветок, словно светящийся изнутри белым цветом, можно только маслом. Плюс такая краска ложится на все поверхности, от дерева до металла, а сверху мастер закрепляет ее несколькими слоями лака.
Урало-сибирская роспись была подработкой мастеров-иконописцев. Нанять такого мастера могли себе позволить только зажиточные люди, причем качество работы зависело от того, сколько платил хозяин дома: за весомую плату клиент получал богатую и аккуратную роспись, тем же, кто победнее, доставались не столь пышные букеты, выполненные на скорую руку и иногда даже с потеками краски.
Фото: Сергей САПОЦКИЙ
***
Мне посчастливилось учится у Светланы Владимировны.
Это талантливый,любящий свое дело человек.Действительно гжель,хохлому знают все,а Урало Сибирская роспись очень красивая ,,как то не так популярна.Хочется пожелать Светлане Владимировне успехов и процветания ,что бы она воплотила в жизнь все свои желания и мечты.
«Урало-сибирская роспись была подработкой мастеров-иконописцев». Домыслы и предположения, не подтвержденные практикой.Посмотрите детально цветочные мотивы на иконах и сравните их с росписями домовыми и на бураках и прялках — небо и земля!