«Кованая поэзия» — так образно можно в двух словах описать сферу деятельности производственной компании «Кристо». Здесь создают поистине уникальные изделия из металла, которые, выходя из горячего цеха, становятся неповторимыми украшениями городов и интерьеров частных владельцев. Талантливые кузнецы ювелирно владеют мастерством, в их руках грубый и брутальный металл легко трансформируется в нежные кружевные цветы, струящуюся полупрозрачную ткань или живые эмоции на лице мифологического персонажа.
Удивительные произведения, созданные методом художественной ковки, охотно приобретают владельцы клубов и ресторанов, стильных галерей и модных арт-пространств, крупных промышленных предприятий и градообразующих компаний. Не случайно уже много лет имя компании служит символом творческого Омска и неотъемлемой составляющей его статуса — культурной столицы Сибири.
Дело жизни
Омские мастера кузнечных дел творчески воплощают в жизнь любые задумки заказчиков. Но у них самих есть одна пока ещё не реализованная мечта. Путь от смелого замысла до постепенного оформления его в грандиозную форму занимает уже 20 лет. Но в компании не сомневаются: скоро самый главный проект будет завершён.
Ещё в 2001 году директор ПФ «Кристо» Владимир Вениаминович Попов представил на суд профессионального сообщества идею создания монументальной скульптуры под названием «Памятник цивилизации. Железному веку посвящается». Проект обсуждался на заседании архитектурно-градостроительного совета Омска и вызвал живой интерес у профессионалов. Макет был выполнен в масштабе 1/20 и даже в таком минимизированном виде впечатлял: внушительный мамонт и совсем небольшой всадник, держащий факел в руке у него на спине. Образ рождал у зрителей массу ассоциаций — от архаичного прошлого, к которому мы уже никогда не вернёмся, до неразумно управляемой человеком окружающей среды. А ещё это символ Севера и Сибири, которыми, как сказал ещё два с половиной века назад Ломоносов, могущество России прирастать будет.
Авторы закладывали в монументальный образ вполне конкретные смыслы. Мамонт, сопровождавший человечество с возникновения цивилизации, — символ природы. Человек — это мы вчерашние и сегодняшние, научившиеся безгранично брать от земли и гораздо меньше отдавать ей.
— Нужно начать с того, что посвящена скульптура железному веку, который сменил собой каменный и бронзовый и в котором мы с вами сейчас живём, — рассказывает Владимир Вениаминович Попов, директор ПФ «Кристо». — Эта скульптура — своего рода художественный образ памяти обо всех предшествующих столетиях, прожитых человеком разумным. Что сделал мир людей за это время, какие образы и мысли владеют нами сегодня, как мы будем жить завтра? Мы хотели, чтобы каждый, кто будет смотреть на эту скульптуру, прежде всего задал себе эти вопросы. Именно поэтому постарались воплотить в монументе философскую мысль о равновесии природы, разума и человека. Пока будет сохраняться этот баланс, будет жива цивилизация. Но, к сожалению, пройдя длинный путь в несколько тысячелетий, люди до сих пор не могут найти общего языка с природой. А ведь мы, возможно, абсолютно одиноки во Вселенной. И просто обязаны крайне осторожно и бережно хранить свой единственный дом. А ещё одна мысль, которую мы вкладываем в смысловую составляющую монумента, несёт в себе глубокий воспитательный силлогизм. Мамонты, будучи большими и сильными животными, достигавшими в высоту трёх метров, с длиной шерсти около метра, прекрасно обеспеченные кормовой базой и практически не имеющие естественных врагов, не сохранили своё потомство. По одной из версий, они не смогли обогреть детёнышей, когда наступил ледниковый период, фактически не уберегли будущее своего вида. И это предупреждение нам. Если мы не позаботимся о своём подрастающем поколении, о его нравственном воспитании и всестороннем развитии, то попросту вымрем, как мамонты.
Культурный бренд
Такая многозначная монументальная композиция могла стать визитной карточкой всей Западной Сибири. А у Омска появился бы ещё один культурный бренд.
Тогда, 20 лет назад, после одобрения на градсовете, было принято решение о создании специальной комиссии, которая должна была найти источники финансирования проекта и определиться с местом установки уникального монумента. Но пока суд да дело, началась череда кадровых перестановок в муниципалитете, менялись руководители областной культуры, в итоге, так и не дождавшись реальной поддержки, авторы начали создавать монумент своими силами.
— Это очень сложная задача, представьте, нужно разместить в пространстве объёмную композицию высотой 13 метров и весом в 20 тонн так, чтобы погрешность составляла максимум несколько сантиметров. Железное основание, сборный каркас и тонкие, реалистичные детали, созданные из листов стали техникой холодной ковки. Работа шла, и мы постепенно продвигались, а параллельно начали искать сподвижников, готовых помочь нам в реализации проекта. Так я познакомился с Юрием Валерьевичем Арчибасовым. Его наша идея заинтересовала, и он пообещал подумать над тем, как помочь в реализации, потому что мы работали над скульптурой исключительно на собственном энтузиазме, — рассказывает Владимир Вениаминович.
И это именно тот случай, когда слова не расходятся с делом. Юрий Валерьевич стал активно помогать финансово, искать спонсоров, параллельно находить заказы для мастеров, чтобы компания могла работать и воплощать в жизнь уже общую мечту. И всё это абсолютно бескорыстно.
Процесс хоть и медленно, но движется. Авторы верят, что монумент рано или поздно будет установлен. Ведь наш город обладает огромным культурным, историческим, художественным, мастеровым потенциалом. Памятник цивилизации аккумулирует в себе все эти грани творческого Омска и станет, пожалуй, самым ярким его воплощением. Посвящением будущему разумного человечества.
**