Местом проведения памятного вечера Органный зал стал не случайно – Альберт Каримов был автором проекта реконструкции здания кинотеатра «Художественный» под зал органной и камерной музыки, за который впоследствии получил премии российского и международного уровней. Сюда в 1998 году переехал из Свято-Никольского собора «король инструментов», и именно его звуками открылся вечер памяти выдающегося омского зодчего, которому в этом году исполнилось бы 80 лет.
Альберт Каримов 30 лет был главным архитектором Омска, но все эти годы успешно совмещал административную работу с творчеством, которое ставил выше чиновничьей должности. В то же время он выстраивал градостроительную политику мегаполиса так, чтобы омичи через многие десятилетия гордились своим городом, чтобы им жилось в нем комфортно и радостно, настаивал на приоритете архитектурной мысли, нередко вступая в конфликт с городскими властями. Одним из девизов Каримова были слова Ле Корбюзье: «Доктор лечит человека, архитектор – человечество».
В числе воплощенных в жизнь проектов Каримова – Концертный зал, Христорождественский собор и лютеранская кирха, здания Сбербанка и Транснефти на Красном Пути, застройка улицы Маршала Жукова и реставрация Омской крепости. Альберт Каримов руководил созданием первого генерального плана Омска и проекта развития Омской агломерации, был соавтором памятников Достоевскому и жертвам политических репрессий, цветомузыкального фонтана на Театральной площади, интерьеров ДК «Химик», множества других зданий и памятников, которые украшают город.
Академик Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор России, Альберт Каримов был делегатом десятков международных симпозиумов зодчих, в том числе всемирных конгрессов Международного союза архитекторов в Барселоне и Пекине. Он изъездил всю Европу, бывал в США и странах Азии и отовсюду привозил идеи, которые пытался привнести в свои замыслы на родной земле. Его приглашали работать в Канаду, он мог преподавать в Новосибирске, но остался верен Омску.
Покинув в 2005 году пост главного архитектора, Каримов возглавил региональное отделение ВООПиК и до конца жизни отстаивал сохранение памятников истории и культуры, значение деревянного зодчества, бережное отношение к историческому облику родного Омска, выступая против высотных доминант в его центре. «Архитектор – композитор среды обитания», – еще одно любимое выражение Альберта Минихановича.
В этот день вспомнить об Альберте Каримове пришли его друзья и люди, которые хорошо знали его как всесторонне развитого человека, глубоко разбирающегося в искусстве, блестящего оратора и эрудита. Самые теплые слова говорили о нем художники и поэты, врачи, артисты и коллеги по цеху. Нынешний главный архитектор города Наталья Старченкова рассказала, что в Москве на недавнем фестивале «Зодчество» его участники в разговорах об Омске в первую очередь называли имя Каримова.
Воспоминаниями о работе и общении с ним поделились бывшие градоначальники Геннадий Павлов и Евгений Белов, руководители омской культуры Нина Генова и Владимир Шалак, бизнесмены Геннадий Фридман, Денис Кошель и Андрей Никитенко. «Каримов – талант не местного масштаба – российского, у кого-то хватило ума его использовать, у кого-то – нет», – сказал депутат ЗС Валерий Кокорин.
В равной степени все сказанные добрые слова относились к любимым женщинам Альберта Каримова, хранящим память о нем, – супруге Ляле Асмановне и дочери Алине. А третьей его музой была Архитектура, любовь к которой Альберт Миниханович пронес через всю жизнь.
Игорь СПИРИДОНОВ