Корреспонденты «Вечернего Омска» побывали в трамвайном депо и узнали, как делают капитально-восстановительный ремонт старых трамваев, в результате чего они становятся, как новенькие.
С 2011 года в Омске производят капитально- восстановительный ремонт (КВР) старых советских трамваем марки КТМ-5 (КТМ 71-605) восьмидесятых годов выпуска. За это время новую жизнь получили 17 трамвайных вагонов. Совсем недавно из депо вышел обновленный вагон с гаражным номером 43, теперь его можно увидеть на маршрутах в городе. А на его место в цех встал трамвай с номером 37 — 1990 года выпуска. Его для ремонта выбрала из трех самых изношенных вагонов специальная комиссия. В тот момент, когда мы его увидели, с трамвая сняли колеса, двигатели, двери, окна, разобрали обшивку корпуса. По сути, от вагона осталась лишь рама и каркас корпуса. Да и то некоторые металлические части каркаса рабочие убирают и приваривают новые.
— Капитально-восстановительным ремонтом трамвая занимается бригада из 7 человек, хотя по штату необходимо 11. В бригаде — сварщики, слесари-механики, слесари-электрики. После того как мы трамвай полностью разбираем, производим дефектовку, непригодные детали заменяем. Колесные группы реставрируем, электродвигатели перематываем новым медным проводом. Основные агрегаты реставрируем, иногда приходится заменять на новые. Устанавливаем электрику, систему управления, новую внешнюю и внутреннюю обшивку корпуса, электронные табло. При выполнении КВР производится замена реостатно-контакторной системы управления на транзисторную. Поставщики у нас из Челябинска, Новосибирска. Сиденья получаем из Тулы, — рассказывает начальник цеха капитально-восстановительного ремонта филиала «Трамвайное депо» МП Омска «Электрический транспорт».
Условия для перевозки пассажира в обновленном трамвае гораздо более комфортные, чем в старом. Если раньше под каждое сиденье ставили обогреватели — «тены», которые или поджаривали сидящих пассажиров, или были холодными, то сейчас в вагоне ставят шесть мощных обогревательных печей. Водитель с пульта может задать нужный температурный режим в салоне. Водителю тоже комфортнее — вместо старого механического «контроллера» он управляет трамваем ручкой, похожей на компьютерный джойстик. Все параметры выведены на жидкокристаллический экран. Сюда же выведены «картинки» с видеокамер.
Может быть, любители трамваев замечали, что раньше при капитально-восстановительном ремонте омских трамваев ставились двустворчатые двери, а теперь оставляют раздвижные. Дело в том, что фирма-поставщик дверей продает их крупными партиями, а при продаже единичных изделий завышает цену. А в Омске капитально ремонтируют 1-2 трамвая в год. Но и одностворчатые двери оборудуют доводчиком, благодаря чему они открываются и закрываются плавно.
— Капитально-восстановительный ремонт одного трамвайного вагона занимает от 6 до 8 месяцев. Ремонт выполняют последовательно, два вагона одновременно на ремонт не ставят. Десятилетний опыт показал эффективность такой модернизации трамваев, ведь стоимость КВР одного трамвая составляет 4,5 миллиона рублей, а стоимость нового вагона — до 30 миллионов. КВР выполняется на вагонах, на которых заканчивается срок эксплуатации производится за счет собственных средств предприятия, — рассказывает начальник филиала «Трамвайное депо» МП Омска «Электрический транспорт» Евгений Юнг.
Капитально-восстановительный ремонт омских трамваев проводился бы быстрее, если бы был полностью укомплектован ремонтный персонал депо. Однако предприятию требуется слесарь-электрик, слесарь по ремонту подвижного состава, токарь, фрезеровщик-аккумуляторщик. Специалистов этих профессий с радостью примут на предприятии.
Михаил Осколков
Фото: Владимир Казионов
*****