Кто, как и о чем делает в Омске большое кино.
Все мы привыкли, что кино — это то, что снимают в столице, в Голливуде или, на крайний случай, в Индии. Однако талантливые омичи убеждают нас в обратном: снять полноценный фильм можно и здесь. Было бы желание!
Мы собрали подборку картин, которые оценили по достоинству не только в Омске, но и далеко за его пределами.
Ужасы
Компания закадычных друзей отправляется на природу и сталкивается с инопланетными монстрами, которые чем-то похожи на динозавров. Шансов выжить у ребят практически нет, но они должны уцелеть…
«Споры» — так называется этот фильм, снятый в жанре фантастика-ужасы. Режиссер — Максим Дьячук. Когда в 2007 году он приступил к съемкам, в успех не верил никто. Полнометражные фильмы в Сибири? Да кто же их будет смотреть, когда есть Голливуд! Примерно так думали спонсоры и один за другим отказывали в поддержке омскому режиссеру. Не найдя понимания в нашем городе, он попытался найти спонсоров в Первопрестольной. Но и в Москве желающих не нашлось.
Картину Максим снимал на свои сбережения. Их было немного, всего лишь 150 тысяч рублей. За подобную сумму голливудские мэтры даже со стула не встали бы, но Дьячук верил в успех. Как оказалось, не зря.
Фильм, снятый в Омске, понравился зарубежным прокатчикам. «Споры» показали в Германии, Англии и Канаде. В Америке их транслировали по телевидению на пятидесятимиллионную аудиторию, а в Японии эта лента вышла на DVD. В Омске фильм Дьячука демонстрировали в кинотеатрах «Галактика», «Слава» и «Вавилон». Сегодня тот, кто захочет, может найти его на «Ютубе» и посмотреть.
Сельский вестерн
Бессмертники — это цветы. А еще так называется фильм, снятый в Омске около двадцати лет над. «Бессмертники» — это сельский детектив с элементами вестерна.
После Победы домой, в родную деревню, возвращается фронтовик Василий Коробейников. Он прошел всю войну и считал, что больше уже никогда не возьмет в руки оружие. Фронтовик не догадывался, что дома его ждет другая война — с бандитами, скрывающимися на местном болоте…
На роль болота, если, конечно, так можно сказать, выбрали озеро возле поселка Рыбачий. Там артисты дружно топили своего режиссера Сергея Шубина. Он играл подручного главаря, который, согласно сценарию, должен был сгинуть в этом болоте.
Сергей, одетый в старую телогрейку, залез в воду, но никак не мог утонуть — телогрейка долго не намокала и, как поплавок, удерживала его на плаву. Пришлось коллегам помочь режиссеру и немного его притопить. А уже после съемок отогревали Сергея с помощью водки. На дворе была осень, вода — холоднющая, и Шубин мог простудиться после купания в озере.
Военная драма
«Три дня войны» — так называется еще один фильм Максима Дьячука. Он рассказывает о Великой Отечественной войне на примере человеческих судеб.
Чтобы снять эту ленту, омичам пришлось проявлять чудеса креативности. Это Никите Михалкову пригонят для съемок хоть танк, хоть «катюшу». У Максима Дьячука таких возможностей не было. Технику и оружие, необходимые для съемок военного фильма, доставали, где только можно. К примеру, макет советского ППШ (пистолет-пулемет Шпагина) купили в сувенирной лавке. Немецкие шмайсеры, которыми вооружены гитлеровцы, вообще оказались пластмассовыми моделями, сделанными в Китае. Зато машины тех лет в кадре самые настоящие. Например, «Опель» 1939 года выпуска предоставил для съемок картины омский клуб ретроавтомобилей, а полуторку одолжили на базе «Карбышевская». Жаль, что танков для съемок найти не смогли. Их в кадр добавили с помощью компьютерных технологий. Получилось реалистично. Это фильм тоже есть на «Ютубе».
На стыке жанров
В Омске снимали не только художественное, но и документально-художественное кино. Это когда кадры исторической кинохроники дополняются игровыми сценами. Таким фильмом стала лента «Верховный правитель. Штрихи к портрету адмирала Колчака».
В съемках участвовали артисты ТЮЗа, «Галерки» и Лицейского театра, а также простые жители Омска, не имеющие ничего общего ни с театром, ни с миром кино. К примеру, на роль Анны Темеревой, возлюбленной адмирала, пригласили Валентину Белякову, работавшую кондитером. Белогвардейцев и казаков, встречающих Колчака, тоже играли обычные омичи. Зато шашки, винтовки и маузеры у них были самые настоящие. Эту сцену снимали на территории военных складов, там же и «позаимствовали» оружие. В том числе пулемет «Максим». Позже члены съемочной группы жалели, что им не разрешили из него пострелять.
Фантастика
«Безмолвие космоса» — так называется один из последних фильмов Максима Дьячука, работа над которым растянулась на несколько лет. Эта лента о том, как люди пытаются создать вакцину от страшных болезней. Тема весьма актуальная, вот только Дьячук начал снимать этот фильм задолго до пандемии коронавируса.
По сценарию на борту корабля, находящегося на орбите одной из планет, проводят эксперименты по созданию чудо-вакцины. Для этого нужно соединить ДНК человека с ДНК представителей древней цивилизации, следы которой обнаружили на этой планете…
Практически фильм снимали на так называемом зеленом экране — это техника визуальных эффектов, при которой два изображения или видеопотока накладываются друг на друга и объединяются вместе. Он идет около двух часов и почти весь состоит из компьютерной графики. Настоящие там только актеры и часть реквизита. Что получится, можно будет судить, когда фильм будет готов окончательно. Планируется, что его тоже покажут в Америке, как и «Споры».
*****