В воскресенье, 2 августа, в нашей стране отметили День железнодорожника. Мы побывали на экспозиции в вагоне-музее, чтобы узнать, как во время Великой Отечественной войны работали и сражались с фашистами сотрудники Омской железной дороги.
Поезд особого назначения
Неподалеку от пригородного вокзала стоит паровоз. Черный, огромный, с красной звездой – возможно, что на таком паровозе во время войны работала омичка Капитолина Остроухова.
– Сперва была простым кочегаром, потом – машинистом, – рассказывает наш гид, заместитель начальника отдела по сохранению исторического наследия Западно-Сибирской железной дороги Маргарита ПАРХОМЕНКО. – Ей тогда еще не было тридцати.
Зимой 42-го омские железнодорожники собрали подарки для солдат Ленинградского фронта. Теплые вещи, кисеты, продукты – подарков было так много, что для их перевозки понадобилось 25 специальных вагонов. Везти этот поезд особого назначения доверили Капитолине Ивановне. 15 февраля состав вышел из Омска.
Путь был длинным, опасным и трудным.
– Топлива не хватало, и железнодорожники собирали уголь, рассыпанный на путях, рубили на дрова лес и старые шпалы, – говорит Маргарита Геннадьевна. – В прифронтовой полосе начались обстрелы, поэтому ехали по ночам, в темноте, почти что наощупь.
В пункт назначения поезд прибыл 8 марта. Омичи довезли ценный груз в целости и сохранности. Остроухова лично вручала подарки бойцам лыжного батальона 286-й дивизии армии Федюнинского. О том, как это было, рассказывается в ее воспоминаниях, которые мне удалось прочитать.
«Одну из посылок с первым попавшимся письмом, написанным детским почерком, вручила, как мне показалось, уже немолодому человеку, – вспоминала Капитолина Ивановна. – …И тут я увидела, что подарок из его рук выпал, и боец зарыдал. Рыдал он открыто и безутешно, собрав около себя встревоженных товарищей… Оказалось, что письмо, которое только что прочел солдат, написано его дочерью Валей – ученицей 4 класса. Только обращался ребенок не к отцу, а к бойцу, защитнику Ленинграда, который борется за ее и мамино счастье. Девочка доверительно, с гордостью сообщала, что ее папа тоже где-то на Ленинградском фронте, но писем от него давно нет».
Из всех орудий
К паровозу-трудяге прицеплен состав. В нем всего лишь один вагон – тот самый музей на колесах. Вслед за Пархоменко заходим в открытую дверь.
– Этому вагону 82 года, он – единственный в нашем городе, – поясняет Маргарита Геннадьевна. – В таких вот вагонах во время войны перевозили раненых с фронта.
В одном из купе этого ветерана даже оборудована передвижная операционная. А в другом замечаю макет бронепоезда. Как оказалось, во время Великой Отечественной войны железнодорожники Омской магистрали собрали семь бронепоездов. В том числе – «Киров», который выехал из ворот депо 3 июня 1942 года. На нем воевал омич Алексей Акелькин, с воспоминаниями которого меня познакомили в музее.
«На перегоне Иловля-Котлубань немцы… обстреливали все поезда, идущие к Сталинграду, – писал ветеран. – Командование… поставило задачу: уничтожить огневые точки врага».
На рассвете 23 августа «Киров» вышел в нужную точку никем не замеченный и открыл ураганный огонь. На какое-то время наш бронепоезд сумел заглушить немецкие пушки, но фашисты быстро опомнились. О броню зазвенели осколки немецких снарядов. Ответным огнем разнесло железнодорожные пути и повредило котел паровоза. «Киров» лишился способности маневрировать. Пользуясь этим, фашисты решили его захватить и пошли в наступление.
«Они несколько раз бросались в яростные атаки, но все их попытки были отбиты, – так писал о том бое Алексей Петрович. – На изрытой снарядами земле громоздились вверх колесами развороченные орудия, валялись зарядные устройства, а между ними трупы фашистов».
Расчет омского бронепоезда сражался отчаянно. Пока наши бойцы отбивали атаки противника, паровозная бригада заделывала пробоину в котле. В это же время другие железнодорожники под непрерывным огнем засыпали воронки, оставленные вражескими снарядами, и восстанавливали пути.
Алексей Акелькин сражался вместе со всеми, пока рядом с ним не разорвался снаряд.
«Взрывная волна ударила в уши, я отлетел в кювет и потерял сознание, – позже вспоминал он. – Очнувшись в руках товарищей, почувствовал мерный стук колес».
К вечеру «Киров» вернулся на базу. Путь к Сталинграду был очищен от гитлеровцев.
Засучив рукава
В одном из купе вагона-музея стоит железная печка-буржуйка. На ней – солдатская кружка и котелок. Возможно, что на такой же буржуйке, установленной в обычной теплушке, кипятила воду омичка Руфина Калугина. Она работала в военно-эксплуатационном отделении № 6, сформированном на Омской железной дороге.
– В 1944 году ВЭУ № 6 дислоцировалось на Западной Украине, – поясняет Маргарита Геннадьевна. – Кругом все было разбито, разрушено, и Руфина Васильевна вместе с другими железнодорожниками восстанавливала пути из руин.
Фронт к тому времени был уже далеко, однако железную дорогу периодически бомбили немецкие «юнкерсы». Но хуже всего были бандеровцы. Они убивали рабочих, взрывали отремонтированные пути.
«Звоню на пост стрелочнику, а он не отвечает, – читаю я воспоминания Руфины Васильевны. – Что делать? Отправляем бригаду на специальной вооруженной дрезине доехать до поста. А он и сопровождавший его путеец уже мертвые, а рядом вывороченные рельсы».
Такие случаи часто происходили, но наших железнодорожников это не останавливало.
«Мы, в основном, девчонки по 20 с небольшим, а на нас такая высокая ответственность, – снова читаю воспоминания Руфины Калугиной. – С фронта шли составы с ранеными и разбитым оборудованием. В сторону фронта мы принимали поезда с… боеприпасами, горючим и санитарные эшелоны. Поэтому так важно было обеспечить бесперебойную работу вверенного нам участка железной дороги».
Руфина Васильевна не воевала на передовой, но своим самоотверженным трудом внесла вклад в Победу. Свидетельством тому медаль «За победу над Германией», которой ее наградили. После войны Калугина не ушла с железной дороги и 30 лет проработала на станции Омск-Сортировочный.
– Нам есть чему поучиться у ветеранов-железнодорожников, – говорит на прощание Маргарита Пархоменко. – Мы должны равняться на тех, кто работал во имя Победы.
Вадим ДИТКОВСКИЙ
Фото: Сергей САПОЦКИЙ
****