Об электронной подписи, используемой нотариусом, а также о правовых проблемах, связанных с регулированием системы электронного документооборота, рассказывает заместитель начальника управления опеки и попечительства департамента образования администрации г. Омска Елена ВИТМАН.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом «Об электронной подписи». В соответствии со статьей 2 указанного закона под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
С развитием интернет-технологий и информационного пространства возникла острая необходимость в серьезных изменениях в сфере правового регулирования официального документооборота. В настоящее время обсуждаемые в течение последних нескольких лет проекты правовых актов в сфере регулирования системы электронного документооборота стали активно реализовываться. Следует отметить, что электронный документооборот широко применяется в деятельности нотариусов, что позволяет сделать взаимодействие нотариуса с физическими и юридическими лицами более эффективным и удобным, а также создает условия для качественного взаимодействия нотариата с государственными и муниципальными органами, например при удостоверении сделок и осуществлении регистрации права, регистрации юридических лиц, осуществлении иных юридических действий.
Электронная подпись, используемая нотариусом, обеспечивает создание электронного документа, который в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об электронной подписи» признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Граждане и юридические лица вправе оформить у нотариуса не только бумажные, но и электронные документы, являющиеся равнозначными им по юридической силе. Например, можно составить нотариально заверенную электронную доверенность или заверить договор, заключенный в электронном виде. Вместе с тем, в ряде случаев воспользоваться этой возможностью смогут лишь обладатели усиленной квалифицированной электронной подписи, полученной в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».
Статьей 4 Федерального закона «Об электронной подписи» установлены следующие принципы использования электронной подписи:
– право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия;
– возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования Федерального закона «Об электронной подписи» применительно к использованию конкретных видов электронных
подписей;
– недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
Следует отметить, что для получения квалифицированной электронной подписи необходимо совершить ряд действий, впоследствии обязательно нужно следить за ее сохранностью, а также за тем, чтобы не истек срок действия сертификата. Указанное создает определенные трудности для граждан, не имеющих потребности в регулярном использовании электронной подписи. Именно поэтому большинство граждан нашей страны не имеют своей электронной подписи.
Однако даже в том случае, если лицо, которое обратилось к нотариусу, не является владельцем сертификата ключа подписи, нотариус, обладающий подобным ключом, может взять на себя все дальнейшие действия по взаимодействию с органами государственной власти. Указанное в равной мере актуально как для физических, так и для юридических лиц. При нотариальном удостоверении сделки принятие дополнительных мер безопасности со стороны заявителя не требуется, поскольку нотариус выступает гарантом законности сделки, соблюдения прав и законных интересов граждан, а также достоверности сведений, содержащихся в государственных реестрах.
Несмотря на совершенствование правового регулирования электронного документооборота, сохраняется ряд проблем, связанных с использованием электронной подписи нотариуса. В частности, актуальной проблемой является то, что обществу достаточно сложно привыкнуть к изменениям, связанным с появлением электронной подписи.
Помимо указанного выше психологического фактора, актуальными остаются проблемы, связанные с доверием граждан к документам, заверенным электронной подписью, вопросы, связанные с целостностью и сохранностью документов. Так, если при использовании бумажного документа для определения наличия у него юридической силы достаточно удостовериться в наличии подписи и печати, то при использовании электронного документооборота и электронной подписи на документе это сделать гораздо сложнее.
Кроме того, существующие в Российской Федерации стандарты электронных подписей и документов в электронном виде, как правило, являются препятствием для использования удостоверенных нотариально документов в электронном виде за рубежом. При этом традиционные документы на бумажном носителе таких проблем не вызывают.
Вместе с тем, несмотря на наличие ряда сложностей и проблем, формирование системы электронного документооборота должно оказать существенное положительное влияние на правовую систему Российской Федерации. Использование информационных технологий, в частности в нотариальной деятельности, со временем позволит сформировать эффективную систему электронного документооборота, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества осуществления юридически значимых действий.