28 августа исполняется 80 лет депортации советских немцев из европейской части СССР в Сибирь и Казахстан. Омская область была одним из главных регионов, куда переселяли депортируемых. Об этой драматической странице в истории немецкого народа и о современном положении российских немцев корреспондент «Вечёрки» побеседовал с доктором исторических наук директором Омского государственного историко-краеведческого музея Петром Петровичем ВИБЕ.
– Петр Петрович, насколько хорошо изучена тема депортации советских немцев, есть ли какие-то новые трактовки?
– Тема депортации советских немцев во время войны в исторической науке изучена достаточно хорошо, опубликована масса документов, зафиксированы свидетельства очевидцев, написано достаточно много научных трудов. Вряд ли можно в этой теме сказать что-то кардинально новое.
Практика депортации в военное время национальных и религиозных групп, которые считались «нелояльными», не была ограничена пределами Советского Союза. Множество примеров было и в Европе, и в США в Первую и Вторую мировые войны. И в Российской империи во время Первой мировой войны были приняты так называемые ликвидационные законы, согласно которым немцы, ведущие частновладельческое хозяйство, должны были его ликвидировать и переселиться подальше от прифронтовых районов. Как ни странно, действие этих законов было распространено и на Сибирь, удаленную от фронта на тысячи километров. Немецкое население, переехавшее добровольно в Сибирь в конце XIX – начале XX века, селилось преимущественно вдоль железных дорог, небольшое количество немцев было в Тарском уезде.
– Как была организована депортация?
– Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья. После чего в течение считанных дней была проведена полная депортация немцев из Поволжья. А затем немцы были депортированы и из других мест компактного проживания – юга Украины, Воронежской области. Из Крыма они были выселены еще раньше, до выхода указа. В основном депортированные были вывезены в Западную Сибирь (Омская область, Алтайский край) и Казахстан. До войны в Омской области проживало около 60 тысяч немцев, к ним добавилось около 80 тысяч депортированных. Хоть переселение планировалось заблаговременно, однако, как при любой экстренной эвакуации, организован процесс был с множеством накладок. Не всегда люди знали, куда их отправляют и как долго им ехать. Были случаи отставания от эшелонов, разлучения родственников. Надо отметить, что указ о депортации предусматривал изъятие имущества с описью и предоставление равноценного в местах, куда людей депортировали. Однако это соблюдалось не всегда. Впрочем, после коллективизации имущество у крестьян, вне зависимости от национальности, было скудное.
После указа о депортации военнослужащие немецкой национальности были демобилизованы из Красной армии. Впрочем, некоторые советские немцы остались в армии и даже были награждены боевыми орденами.
В конце 1941-го – начале 1942 года при НКВД были организованы так называемые трудовые колонны, или трудармия, куда были записаны сначала депортированные, а потом и те немцы, которых депортация не коснулась, жившие в глубине страны. Бойцы трудармии работали на сложных участках в тылу: строительстве, лесозаготовках, добыче угля, других полезных ископаемых. Их отправляли на Урал, в Воркуту. Трудармия была распущена после войны, а ее бойцы вернулись в места, где жили после депортации. Здесь они были ограничены в свободе передвижения и должны были отмечаться в спецкомендатурах. Эта система была окончательно отменена в 1955 году.
– Как этот тяжелый период отразился на дальнейшей жизни советских немцев?
– После переселения советских немцев в Сибирь и Казахстан произошли значительные демографические и социокультурные изменения в диаспоре. Смешались этнографические и религиозные группы, которые жили в разных регионах и значительно отличались друг от друга. Например, в Сибири было много немцев, принадлежавших к протестантской общине меннонитов. Во время депортации приехало много католиков и лютеран. Меннониты, которые были выходцами из Голландии, поначалу с трудом понимали диалект поволжских немцев. Но достаточно быстро произошло смешение культур.
В 50–60-е годы жизнь сибирских немцев нормализовалась. Ушла послевоенная бедность, образовались немецкие колхозы и совхозы, которые стали зажиточными и передовыми.
– После распада СССР произошла массовая миграция немцев на историческую родину. Как изменилась немецкая община в России за этот период?
– Перед распадом СССР в Омской области проживало 134 тысячи немцев. За девяностые годы немцев осталось около 50–60 тысяч. Потери от массовой миграции в Германию частично компенсировались миграцией из Казахстана в Россию, когда немцы ехали к проживающим здесь родственникам. В некотором смысле создание немецких национальных районов в Омской области и Алтайском крае снизило темпы миграции, но ненамного. Кто хотел уехать, тот уехал. Тридцать лет назад среди немецкой общественности была популярна идея восстановления Автономной Республики немцев Поволжья. Считаю, что если бы эта идея реализовалась, то миграция в Германию была бы значительно меньше. Но сейчас о восстановлении автономии в Поволжье говорить уже поздно. Почти не осталось тех, кто оттуда был депортирован, а современным поколениям российских немцев идея уехать на берега Волги не очень интересна.
– За прошедшие тридцать лет изменились и Россия, и Германия. Как это повлияло на жизнь российских немцев и эмигрантов из нашей страны, проживающих в Германии? Нередко мы видим по телевидению репортажи о бывших эмигрантах, которые приняли решение переселиться обратно в Россию.
– Обратная миграция из Германии в Россию есть, но она незначительна в количественном отношении. В основном возвращаются по религиозным соображениям. Представьте многодетную семью немцев-меннонитов со строгими моральными устоями, а их детям в Германии начинают в школе преподавать сексуальное просвещение. Часть среднего и старшего поколения эмигрантов тоскует по России, но не возвращается, потому что некуда. Свои дома продали тридцать лет назад и деньги потратили, а сейчас средств нет. Есть и другая тенденция: обеспеченные немцы, уехавшие в свое время из России, покупают жилье, к примеру, в Омске и живут на две страны. Ситуация с наплывом мигрантов в Германию из Азии и Африки и их поведение беспокоят и выходцев из нашей страны. Многие задумываются о создании «запасного аэродрома» у нас в России.
– Петр Петрович, можно ли утверждать, что реабилитация российских немцев произошла?
– Реабилитация немецкого народа в России, действительно, произошла. Хотя юридически были реабилитированы лишь те люди, кто был осужден к лагерям или попал в трудармию. Сама депортация формально не считалась наказанием, после которого была необходима реабилитация. Уже в послесталинские времена дискриминация немцев ушла в прошлое. Этнические немцы не повергались ограничениям, могли реализовать себя в любой профессии. На своем примере могу сказать, что моя принадлежность к немецкой национальности не служила причиной для каких-то ограничений, не мешала делать научную карьеру. Многое сделано для российских немцев и в новой России. Это касается и поддержки немецких национально-культурных объединений, традиционной культуры, образования, воссоздания религиозных общин.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Омской области проживают 50 055 немцев, в городе Омске – 14 470 человек.
На территории города Омска Управлением Минюста России по Омской области зарегистрированы и с разной степенью активности действуют пять немецких национальных общественных объединений. Сегодня при этих организациях действуют образцовый вокальный ансамбль «Блиц»; вокальный ансамбль «Silberstrauss – Серебряный букет»; исторический клуб «Клуб любителей истории российских немцев»; кружок рукоделия «Basteln – Рукоделие»; клуб по возрождению традиций, обычаев и языка российских немцев; клуб пожилых людей.
Организации ежегодно принимают активное участие в общегородских мероприятиях, посвященных Дню города, Дню Победы, Дню России, Дню народного единства, проекте «Территория ЭТНО».
В мае 2016 года в городе Омске открыт культурно-деловой центр «Российско-немецкий дом». На его базе проводятся деловые форумы, круглые столы, выставки, творческие вечера, литературные гостиные, показы фильмов на немецком языке, клубы любителей немецкого языка.
Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области неоднократно получала финансовую поддержку мэрии Омска в рамках конкурса муниципальных грантов.
Беседовал Михаил ОСКОЛКОВ
*****