Прима музыкального театра Ирина Трусова 24 ноября отметила свой юбилей. А 29 ноября отпраздновала это событие блестящим бенефисом «Вспомнить всё!», где исполнила лучшие произведения из своего репертуара.
Вместе с примадонной Музыкального театра в концерте участвовали ее коллеги и ученики, теперь ставшие партнерами по сцене. После поклона зрители выстроились в очередь с букетами и подарками, зал разразился овациями и криками «Браво!». Министр культуры Юрий Трофимов зачитал поздравление от губернатора Омской области Александра Буркова, а депутат Государственной думы Олег Смолин прочел стихи в честь героини вечера.
– Ирина Борисовна, примите наши поздравления – и с днем рождения, и с блестящим концертом. Кстати, откуда появилась его врачебная тема? Почему в сценах, связывающих отрывки из спектаклей, вы стали доктором Ирэн, а в финале, выразив благодарность театру, всем его работникам и зрителям, поблагодарили и врачей?
– Спасибо большое за поздравления! Сюжет придумал наш главный режиссер Александр Лебедев. Видимо, так получилось в связи с моими учениками. В труппу театра не так давно пришли Иванна Цицей, Кирилл Кириллов и Валентин Колесников – я сказала, что хотела бы, чтобы они, мои близкие и родные, помогали мне в концерте. Так Иванна стала моей ассистенткой, а ребята пациентами. Все трое – мои воспитанники, а где воспитание, там и облагораживание, и своего рода лечение. Врачебная тема родилась естественным образом: все педагоги немножко врачи, лекари душ. Мы не только профессии учим, но всему: как найти выход из сложной ситуации, как избежать ошибок, когда делаешь первые шаги. Со временем у учеников появляется законное самолюбие и понятие «я уже немножечко звезда». И снова приходится давать особенные уроки, потому что юношеский максимализм вкупе с этой звездностью – опасное дело. Они начинают грубить взрослым, плюс у нас специфика такая – мы обласканы вниманием публики и можем загордиться незаметно для себя. А гордость – не всегда правильное чувство.
– Педагог должен вовремя пресечь?
– Конечно, и в какие-то моменты я бываю строгая, язвительная – так их подкалываю, что у меня даже плачут на уроках, иногда бываю очень строгая! И считаю, что ребят воспитываю правильно. Я все им отдаю, и помогаю, и поддерживаю всегда, что бы они ни решили, какой бы профессиональный путь ни выбрали. Не все же после окончания консерватории выходят на сцену. Я всех их люблю, потому что они – мои профессиональные дети.
– Ирина Борисовна, для артиста музыкального театра важно не только владение голосом, но и подача, харизма, если хотите. Вы в этом смысле образец: у вас есть собственный стиль, узнаваемое преподнесение себя на сцене. Этому тоже учите?
– Я пришла к этому через собственный опыт, через наблюдение и самоконтроль. Мы в жизни можем не так красиво ходить – я иногда тоже в спешке бегу, я не слежу за своими жестами в жизни, я слежу только на сцене. Как встать, как пройти, где выплеснуть из себя эмоции, а где сдержать. У каждого артиста своя внутренняя энергетика, и он действует в соответствии с ней – я не могу вложить свое в учеников, я могу только делиться своим опытом теоретически. Вот есть во мне огонь, есть эта экспрессия – я её с высот своего мастерства анализирую, и, когда на сцене она мне мешает, приходится сдерживать. Всё анализирую, и этот анализ превращается в теоретическое пособие.
– Не было идеи оформить его в книгу?
– Есть у меня одно пособие, методичка по вокалу – как петь и как себя при этом вести. Когда защищала звание доцента в ОмГУ, надо было написать научную работу. Собралась с силами и в 2007-м написала. После этого у меня появились еще новые наработки, но чтобы сесть и написать – это артисту сложно. Все-таки моя основная деятельность – сцена! В театре сейчас премьера за премьерой, и работы очень много. При своем лирико-колоратурном сопрано я должна была быть субреткой (актёрское амплуа, традиционный персонаж комедий: бойкая и находчивая горничная или поверенная главной героини, помогающая господам в их любовных интригах. – Прим. ред.), но меня всегда больше привлекали драматические партии. Мне ближе глубокие чувства, и я благодарна театру с его огромным репертуаром, что у меня была возможность исполнять партии героинь в операх и в блестящих классических опереттах. А мои педагоги дали мне хорошие знания. Серьезные вокальные партии требуют серьезной вокальной школы.
– Но и драматической тоже.
– Поначалу актерской школы у меня не было, я училась в музыкальном училище на теоретическом отделении. Теоретик-музыковед, четыре года сидела в библиотеке за книгами, выше инструмента не поднимала носа – никакого сценического опыта. Я была «книжный червь». И когда на четвертом курсе появился голос, сразу крылья выросли, и я полетела в консерваторию. Поступила – превратилась в птицу, которая буквально вылетела на сцену и забыла про все волнения. Многие молодые певцы думают, окончив консерваторию: я ещё не готов. Со мной не было ничего подобного: огонь во мне ждал этого момента – я сразу попала в театр! Ни ходить, ни говорить особенно не умела, но здесь меня встретили радушно коллеги и наши мастера. Все пришло со временем: я училась. Жизненный опыт и поддержку в театре получаешь колоссальные, все это помогло мне встать крепко на ноги.
– А какова вне театра Ирина Трусова, когда закрывается занавес и уходят ученики?
– Я вас разочарую. Когда я ухожу из театра, дома учу роли и партии, всю ночь думаю о том, почему все ученики поняли мой прием, а одна ученица, например, нет, и что подсказать ей, чтобы на следующих уроках получить нужный результат. Когда я пела дома Джильду – вся семья ходила на цыпочках, потому что в день спектакля маму нельзя было тревожить, все было посвящено моей работе на сцене. В жизни я такой человек, как и все. Единственное, что когда были живы муж и сын, я была хорошей хозяйкой. И очень хлебосольной. Как я готовила! А вот для себя не люблю готовить. Для семьи же пекла торты, варила соусы – что только не делала. И когда приходили гости, встречала их богатым столом. И на банкет после бенефиса было приглашено около двухсот человек, длинные столы ломились от угощения. Я не пожалела средств, потому что решила, что в этот торжественный день будет все самое торжественное.
– Кстати, о ваших отношениях с кухней как раз хотела спросить – помню ваш эффектный выход на «Театральном уик-энде» этим летом, когда вы зрителей салатом угощали. Есть ли у вас коронное блюдо?
– Я люблю жюльен из грибов. Когда наступает сезон, беру огромную сковородку, жарю с луком много-много грибов, заливаю сливками и, после того как все потушится, обильно засыпаю сыром и закрываю сковородку. И у меня жюльен не как в ресторане, маленькая порция, а огромная сковородка. Чтобы удовлетворить все свои вкусовые потребности.
– По грибы сами ходите?
– К сожалению, нет времени. Покупаю. А вообще я лесной человек, нас трое детей у родителей, и мы всегда ездили семьей в походы на выходные. Четыре года в старших классах я активно занималась туризмом: ходили в горы летом на месяц, пробирались по сложным маршрутам и перевалам в Горной Шории, сплавлялись на байдарках, на новогодние каникулы в тайгу уходили. Шли на лыжах, спали на лапнике и пенопластовых ковриках, у меня был станковый рюкзак выше меня на полметра. Я была таежный человек, и во мне до сих пор жив дух путешественника. Когда я попадаю в лес, испытываю невероятное счастье. Каждой березке и каждой сосенке выражаю свой восторг и восхищение.
– Наверное, оттуда ваша потрясающая энергия. Закаленный в походах человек умеет ценить и нести в себе настоящее.
– Да, мы столько отдаем энергии на сцене – откуда ее брать, если не из земли, из природы. И еще из общения, конечно. Потому что мы отдаем энергию, а получаем ее стократ больше. Некоторые артисты говорят, мол, мне не нужны ни цветы, ни овации. Может, так и есть, а может, кривят душой. Я не покривлю душой: я хочу за свой труд получать вот это эмоциональное вознаграждение, крики «браво» и аплодисменты довольных зрителей. Театр – искусство коллективное. То, как подействует спектакль на зрителей, зависит от всех артистов, от режиссера, художника, всех цехов и служб. И то, как примут артиста, зависит от всей команды. Когда на сцене команда складывается – это еще одна огромная радость нашей профессии
Татьяна ПОПОВА
Фото: Сергей САПОЦКИЙ
**