Портретистка из Омска рассказала, кто из знаменитостей оценил ее работы.
Лада Полехина работает полиграфистом, а в свободное время создает карандашом портреты, неотличимые от фотографий. Помимо более 2,5 тысячи подписчиков в группе SlightlyMadArt (в переводе — «слегка безумное искусство»), ее творчество оценили и те, кого Лада «взяла на карандаш»: звезда сериалов «Фарго» и «Мир Дикого Запада» Зан Маккларнон и лидер группы System of a Down Серж Танкян.
– В одном из интервью вы сказали, что начали рисовать под влиянием Queen – вам тогда захотелось нарисовать своих кумиров. А откуда увлечение этой группой?
– Еще в школе, где-то в 1996 году, у меня были свободные карманные деньги, и я очень любила музыку. Мне очень хотелось к имеющимся дома кассетам добавить что-нибудь новое, и так случилось, что я увидела альбом Made in Heaven. Так последний альбом группы Queen стал первым моим прослушанным и любимым у этой группы. Потом уже, после этого альбома я уже точно знала, что это моя музыка. И впоследствии эта группа сыграла, пожалуй, важную роль в моей жизни и в творчестве.
– Где вы учились?
– Рисовать я училась сама. Диплом получала на кафедре дизайна Омского государственного педагогического университета (факультет искусств).
– Насколько для художника вообще важно профильное образование?
– Смотря какие цели преследуются. Художнику необходимо знать основы, как в любой другой профессии. Нельзя сесть за руль, не умея управлять машиной. Невозможно построить крепкое и прочное здание без фундамента. Фундамент любой профессии – это знания. Без знания основ это будет кривая избушка. А вот как получать эти знания, каждый решает для себя сам. Можно, не имея образования, быть прекрасным художником. А можно, имея профильное образование, никак эти знания не использовать. Фрида не имела профильного образования, но она самобытный и исключительный художник. Пикассо имел три художественных образования и отказался от классики, чтобы изобрести свой неповторимый, ни на что не похожий, стиль.
– Почему предпочитаете именно графику и именно портреты?
– Я люблю четкость графики, люблю светотени, обожаю жесткость линий и штриха. Люблю минимализм, когда можно целую гамму эмоций, настроений передать только игрой света и тени. Графика дисциплинирует, упорядочивает мысли, делает твердой руку. Портреты люблю, потому что обожаю харАктерные лица, фактурные эмоции, люблю глаза и люблю передавать черты характера. Портреты – очень интересный материал для изучения, анализа и сложности изображения.
– Почему так часто рисуете персонажей фильмов и сериалов?
– Актеры – это люди, спектр эмоций которых всегда отражается на лице, они играют мимикой, передавая душевные состояния персонажей, поэтому всегда интересно следить за любимым актером, смотреть, как он раскрывается в той или иной роли, и переносить любимых персонажей на бумагу. Так становишься ближе к любимому герою. В данное время вообще жанр портретов знаменитых людей популярен, зритель охотнее реагирует на знакомого актера или персонажа. Поскольку эти люди на виду, зритель испытывает эмоции и привязанность к актерам, поэтому портреты знаменитых людей всегда получают больший отклик.
– Художник должен быть голодным? Или эту фразу нельзя понимать буквально?
– Если рассматривать фразу с точки зрения чисто физиологической и практической, то голодным не должен быть никто. Это всего лишь удобная фраза, которая обесценивает труд художника, обесценивает его переживания, его опыт, его обучение, его работу. И это очень хорошо видно: ручной труд в общем и труд художника в частности не считаются сложными. «Ты ж художник, нарисуй, сложно что ли?» Художник должен думать о смысле своих картин, о творчестве, о красоте, о том, какими способами выразить то, что у него внутри, о том, как выразить то, что он видит. А не о том, как поесть. Нет, художник не должен быть голодным, за свое мастерство художник имеет право получать достойное вознаграждение.
Если рассматривать фразу в переносном смысле, то художник должен быть голодным, даже ненасытным в плане воплощения идей, в плане вдохновения, в плане желания творить и выражать себя.
– Есть ли художники, которые вам нравится, но которых можно назвать недооцененными?
– Честно сказать, все мои любимые художники довольно известны и оценены. Но, возможно, это потому, что я нахожусь в этой теме и общаюсь с людьми, которые могут оценить творчество того или иного художника. В целом разнообразие художественных стилей позволяет оценить художника в том или ином окружении, будь то Борис Вальехо – великолепный иллюстратор, или будь то Бэнкси – провокатор и стрит-арт художник. Оба они признаны и оценены, но каждый по-своему и в своей нише.
– Творчество успокаивает вас или до сих пор иногда приходится рвать наброски в клочья? Что делаете, если работа совсем не идет?
– Творчество меня всегда успокаивает. Последний раз я что-то порвала, потому что мне не нравилось, очень и очень давно. Я рисую уже более 20 лет и никогда не относилась к своему творчеству с пренебрежением. Я всегда сначала долго вынашиваю идею, до тех пор, пока она окончательно не сформируется в голове. И вот когда образ в голове совершенно не будет давать спать, вот тогда переношу на бумагу. Окончательный вариант может мне не понравиться, но никогда я не порву его. Потому что это мой труд, это ошибки, но это мои ошибки, это мой опыт, на него нужно посмотреть, осознать, учесть и ценить не меньше, чем удачные и хорошие работы. Рисунок не виноват, что у создателя что-то не получилось. Рисунок – это правда, а правду уничтожать нельзя. Если работа совсем не идет, то отодвигаю в сторону и отвлекаюсь.
– Работали когда-нибудь в смешанной технике?
– Да, конечно. У меня есть работы в смешанной технике: акварель и цветные карандаши, например. Но предпочитаю использовать один материал.
– Знаю, что вы еще и скалолазка. Какие восхождения уже совершали и будут ли еще работы на «горную» тему?
– Скалолаз не равно альпинист. Скалолазы не совершают восхождений. Но да, я увлекалась альпинизмом. Совершала восхождения в рамках альпсборов в ущелье Актру на Алтае. Поняла, что скалолазание мне нравится больше. Но если представится возможность, обязательно возьму в руки ледоруб и с удовольствием поднимусь на какую-нибудь вершинку.
Да, работы на горную тему обязательно будут. Горы – это одна из моих любимых тем, идей для картин на горную тематику огромное количество.
– Планируете ли в перспективе отказаться от основной работы и зарабатывать на жизнь только творчеством?
– В данное время – нет, не планирую. Творчество – это мое хобби, во время работы я отдыхаю и абстрагируюсь от творчества. Во время творчества – наоборот. Ну и зарабатывать на жизнь только творчеством, в то самое время, когда оно не ценится, довольно сложно. Поэтому пока что оставлю творчество для отдушины, отдыха и расслабления. Пусть это будет мой маленький уютный мирок, в котором нет места для погони за золотым тельцом.
– Время, когда искусство не ценится? Давно ли оно наступило и в чем это проявляется?
– По моему мнению, искусство, как и ручной труд, перестали ценить с массовой индустриализацией. Зачем писать за большие деньги портрет, когда можно сделать фото? Зачем платить деньги за пейзаж, когда можно съездить и посмотреть своими глазами и сделать снимок? Зачем платить деньги за дорогую стеклянную игрушку ручной работы, когда можно купить дешевую из пластика? Зачем шить на заказ, когда можно не ждать и купить сразу? То есть то, что раньше воспринималось зрителем, человеком, обществом через призму восприятия художника, сейчас можно сделать самому и дешевле. А проявляется в пренебрежительном отношении к творчеству, к ручному труду.
– Звучит грустно. А перспективы выйти из этого положения есть?
– Перспективы выйти? Есть. Но…
Повышение культуры общества, обучение искусству, пониманию механизмов художественного выражения, изучение символизма и прочее. Учить тому, что культура – это важная часть человеческого развития, без культуры развития не будет. Учить пониманию того, что ценен не тот, у кого больше денег, а тот, кто что-то умеет, тот, кто что-то делает. А пока у общества не реализованы базовые потребности, культуру не привить. Поэтому перспективы есть, но очень призрачные.
Еще больше работ талантливой омички – в группе SlightlyMadArt в VK.
Автор: Дмитрий ГОФМАН
Фото: из личного архива Лады ПОЛЕХИНОЙ
*****