11 сентября исполняется 144 года со дня рождения советского государственного деятеля, первого председателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского. Исторический факт — «Железный Феликс» был в Омске и провел в нашем городе чуть около двух месяцев: с января по март 1922 года. О пребывании Феликса Дзержинского в Омске «Вечерке» рассказал доктор исторических наук Алексей Сушко, который является одним из авторов монографии «»Стражи революции»: Органы ГПУ–ОГПУ в Омском Прииртышье» (в соавторстве с В. Василевским).
– Феликса Эдмундовича многие знают только как председателя ВЧК. Однако он также был выдающийся организатор работы транспорта и промышленности, он инициировал комплекс государственных мер по ликвидации детской беспризорности. В январе 1922 года началась его поездка на спецпоезде в Сибирь во главе группы из 42 работников ВЧК и Наркомата путей сообщения. В это время Дзержинский по совместительству был наркомом путей сообщения.
В 1921-1922 годах в Советской России свирепствовал голод. Значительные запасы продуктов были заготовлены в Сибири, но из-за разрухи на железных дорогах их не могли вывезти в европейскую часть страны, чтобы накормить голодающих. Также немаловажен внешнеполитический аспект – советское правительство готовилось к международной конференции в Генуе и нужно было показать миру, что государственная власть дееспособна и может управлять страной и решить проблему голода.
Дзержинский пробыл в Омске по март 1922 года. Комиссии под его руководством заседали в здании Управления железной дороги (ныне университет путей сообщения). По воспоминаниям очевидцев, совещания проходили допоздна. Иногда сотрудники от усталости засыпали прямо в залах заседаний.
«Знаю, товарищи, что все мы изрядно измотались и нуждаемся в отдыхе. Но пока мы не выполним задание партии и правительства полностью, о возвращении в Москву прошу не думать. Москва ждёт хлеба!» — говорил коллегам Феликс Дзержинский.
Еще в декабре 1921 года план перевозок по железной дороге не выполнялся даже на 20%. Подозревали диверсии – поджоги, организованные крушения поездов. Когда стали разбираться с диверсиями, то выяснилось, что большая часть инцидентов произошла по безалаберности персонала или из-за воровства. Для укрепления органов безопасности и наведения порядка из Европейской части России было вызвано более ста опытных чекистов. Дзержинский также принял решение использовать знания и опыт железнодорожных специалистов «из бывших», оказав им доверие и освободив от излишней опеки контролирующих должностных лиц. В этой связи на железных дорогах был упразднен институт комиссаров. От управления убрали непрофессионалов, не понимающих в организации работы транспорта. Нужно также отметить, что на момент приезда Дзержинского омские железнодорожные рабочие больше трех месяцев не получали зарплаты. Дзержинский не только полностью погасил задолженность, но и повысил оклад работникам, ввел премии за хорошую работу. По распоряжению Дзержинского машинистам и всему составу поездных бригад выдавали горячее питание.
Новые решения быстро принесли положительный результат. Уже в феврале 1922 года, через месяц после приезда «Железного Феликса» в Сибирь, план перевозок выполнялся более чем на 60%. 4 марта 1922 года спецпоезд экспедиции во главе с Дзержинским отбыл из Омска в Москву. А к 1923 году Транссибирская магистраль по объему перевозок превзошла результаты 1914 года, времени до начала Первой мировой войны.
Посещение Омска Феликсом Дзержинским отображено в искусстве, на картине легендарного омского художника Кондратия Белова.
***
Интересное интервью о роли Дзержинского в победе над голодом: https://youtu.be/paTvxisF468