Центр компетенций по вопросам городской среды приступил к разработке технического задания на проектирование 15-километровой набережной Иртыша.
В декабре директор Центра компетенций по вопросам городской среды Алексей СОКИН подписал акт приемки геологических и геодезических изысканий на участках будущей набережной Иртыша, строительство которой полтора года назад инициировал губернатор Александр БУРКОВ. Ранее такие изыскания сделаны в сфере гидрометеорологии и экологии, а на прошлой неделе завершилось обсуждение, какой быть набережной, с общественностью города и представителями бизнеса. О том, что показали инженерные изыскания, Алексей Сокин рассказал «Вечернему Омску».
Геология и география
– Изыскания прошли по всем четырем аспектам, которые необходимо изучить и учитывать при проектировании набережной: геодезия, геология, гидрометеорология и экология. По некоторым полученным данным у нас возникли дополнительные вопросы, подрядчики их проработали, результаты, как положено, получили экспертное заключение и приняты для подготовки технического задания на разработку проектно-сметной документации.
– Что входило в задачи изысканий? Начнем с геодезических.
– Они охватили площадь около 350 гектаров с юга на север, от 50 до 200 метров от береговой линии. Территория самой набережной лежит в пределах 50 метров от берега, это порядка 70 га, но надо было изучить, что к ней прилегает, отметить инженерные сети.
Есть сложные участки – например, устье Оми. Здесь предполагается пешеходный мост, есть два варианта его расположения: от шара на площади Бухгольца к Воскресенскому скверу и от пушки у речного вокзала к Иртышским воротам в Омской крепости. В первом случае длина моста составит 110 м, во втором – 270 м. Второй вариант с красивой архитектурой моста, плавно продолжающего набережную, логичнее, но встает вопрос грунтов, градостроительных документов и цены строительства. Это отдельная задача для специалистов. Изыскания позволят определить, как проложить трассу.
– Что же здесь думать, Алексей Анатольевич? Набережная по определению идет по берегу, никуда не сворачивая.
– Так, да не так. Например, между гостиницей «Камелот» и бывшим судоремонтным заводом стоит забетонированное в землю бомбоубежище. Как его обойти? Между гостиницей «Иртыш» и ВНИМИ – овраги. Что с ними делать – засыпать или красивый пешеходный мостик соорудить? Здесь же ливневый коллектор с выпуском стоков с Заозерной в реку – с неприятными запахами. Топосъемка показала эти узкие места, а решать уже проектировщикам.
– По геологии были вопросы – рыхлый грунт, подземные воды…
– Пробурено 105 скважин, в том числе восемь на глубину 20 м в устье Оми, и особых опасений геологи не выявили, кроме небольшого участка возле бассейна «Пингвин». Правый берег Иртыша приподнят над уровнем реки, кроме того, здесь не предполагается автомобильной дороги, как на существующей Иртышской набережной, а велодорожки шириной 8–10 м нагрузки на грунт не дадут. Некоторые места придется, конечно, укрепить насыпью или сваями, есть участки подтопления.
– Это уже, видимо, вопрос к гидрометеорологам. Они к каким выводам пришли?
– Изучено поведение Иртыша во время ледохода, паводка, ливней. Перепады уровня реки до четырех метров. Но главное – гидрометеорологи считают, что ледоход может деформировать сваи, а то и снести.
– Но они и без того не очень эстетичный вариант, частокол какой-то получится. Гранит, как в Санкт-Петербурге, нам, конечно, не потянуть, но, может, забетонировать?
– Это тоже очень дорого – миллион рублей погонный метр. Предлагается через каждые шесть метров забить 350-миллиметровые трубы и покрыть плитами. Надежда на гидроузел, который стабилизирует уровень воды в Иртыше и будет держать его в любое время года.
Защитить экологию
– Не совсем понятно, зачем нужны экологические изыскания. Как набережная может ухудшить экологию?
– Это и отмечено: дополнительной нагрузки на экологию набережная не даст. Даже в чем-то улучшит. Изыскания выявили порядка 80 несанкционированных водовыпусков, соответствующие службы должны разобраться, откуда они, что несут в реку. Берег будет окультурен, исчезнут дикие заросли. Кроме того, в районе хоккейной академии запланировано строительство очистных сооружений, через которые пройдут ливневые стоки. Тоже поддержка экологии.
– Алексей Анатольевич, изыскания проведены, техзадание на проектирование выдадите, а дальше что – деньги? Где взять?
– Это, понятно, главный вопрос. Стоимость строительства оценивается в 7,3 млрд рублей. Но прежде важно решить вопрос с финансированием проектных работ, изыскать на них около 260 миллионов. Наш губернатор – человек, умеющий добиваться реализации своих идей, федеральное финансирование в значительной степени он пробьет. Но минстрой не выделит средства, пока не рассмотрит заверенную экспертизой проектно-сметную документацию.
– Здесь, видимо, можно рассчитывать только на бюджетные средства, частный инвестор в проект вряд ли станет вкладываться.
– Некоторые предприниматели готовы финансировать проектные работы, но только в границах своей земли. Такие предложения были по участкам от «Зеленого острова» до хоккейной академии.
– Так нельзя. Некипелов захочет что-то одно запроектировать, Попов – другое, Гуринов – третье. Получится лоскутное одеяло.
– Согласен, проект набережной должен быть цельным, как это в свое время сделали с Любинским проспектом. Городские власти сказали купцам: вот проект, стройтесь, но только так, как архитекторы задумали, и Любинский проспект на века стал визитной карточкой Омска.
Поиск инвесторов
– Примерно так же будет и с частными инвестициями в строительство. Бизнес вложится только там, где у него есть собственность или понятный ему коммерческий интерес.
– Инвесторов можно разделить на три категории. Собственники с небольшими участками вкладываться не будут. Их интерес – услуги, сервис, причем только после того, как будет построена набережная. Работаем с Союзом предпринимателей, «Опорой России», через них малый бизнес пытаемся вовлечь. Он придет, когда будет создана инфраструктура.
Но есть бизнесмены, заинтересованные в развитии прилегающих территорий. Например, владельцы ресторана «Сенкевич» готовы финансировать проектирование и благоустройство за пределами своего участка – от Ленинградского моста до речного вокзала. Повышение качества территории обеспечит людской трафик, возрастет капитализация собственности. Так же думают собственники площадки в районе бывшей ТЭЦ-1, застройщики жилых микрорайонов, прилегающих к набережной, некоторые другие.
А вот якорных инвесторов такого проекта в Омске нет. Интересовались московские бизнесмены, имеющие опыт управления подобными территориями. Они готовы финансировать и проектирование, и в партнерстве с государством строительство, но просят дать им участок, который позволил бы отбить вложения, построив на нем большой аквапарк или жилой комплекс. Но у нас такие участки уже разобраны. Ряд крупных банков готов финансировать стройку, но только на возвратной основе.
– Через федеральные программы можно получить какие-то средства?
– На отдельных участках – да, возможно. Мы один такой вариант рассматриваем – на набережной Тухачевского. Здесь надо освещение хорошее сделать, ремонт не такой уж большой провести. Примерно полтора миллиона на проектирование и 250 миллионов на благоустройство – вполне можно войти в финансирование по программе «Формирование комфортной городской среды». Мост через Омь – тот, что поменьше, 417 миллионов стоит, плюс 12–15 миллионов проект, – его через дорожную программу можно провести.
Главная наша цель, ради которой губернатор и задумал эту большую, комплексную работу, – чтобы омичам было приятно гулять, любоваться видами реки, развлекаться и отдыхать на всем протяжении набережной.
– Сколько времени, на ваш взгляд, займет проектирование?
– Думаю, года полтора-два.
– А строительство?
– При нормальном финансировании году в 2027 можно закончить.
*****