Проект мобильной исторической реконструкции «Омские бронепоезда в огне Великой Отечественной» финансируется на средства президентского гранта.
По словам организатора проекта Юрия Тетерина, в прошлом — инженера-системотехника, об истории омских бронепоездов многим нашим землякам ничего неизвестно. А то, что известно, несколько перепутано. Например, не так давно Юрий Тетерин наткнулся на информацию об омском бронепоезде МОПР. Однако на самом деле создан таковой был в Красноярске — омичи лишь собирали на него деньги. Всего же в нашем городе было сделано восемь бронепоездов, из них два — на заводах (в том числе и «Победа»).
В основу проекта мобильной исторической реконструкции «Омские бронепоезда в огне Великой Отечественной» лег бой 23 февраля 1943 года на станции Лапландия (Карелия). Там находился склад ГСМ и дизельная электростанция, которая и была целью финнов. Перед их наступлением советские солдаты, пока есть связь, успели вызвать подмогу. Подоспели дивизион на аэросанях и разведка на бронеавтомобиле. Противника почти одолели, но он не сдался — налетели финские самолеты. Под обстрелом оказался бронепоезд «Победа», в нем погибло много омичей. Однако состав починили, и он снова продолжал боевой путь до конца войны.
Диорама представляет собой макет два на два метра в масштабе 1:35, в модели состава бронепоезда — бронепаровоз и пять броневагонов. В 3D-проекте — более 100 масштабных фигурок бойцов РККА и финских лыжников, оленей, пулеметов, модели станционных построек, двух аэросаней, зимний рельеф с растениями.
Презентация диорамного проекта состоится накануне 9 Мая в Омской крепости или историческом парке «Россия — моя история». А после отправится по школам Омска и районов области. В день в учебных учреждениях будет проходить по несколько лекций.
Фото автора