Новая группа стажёров, обучающихся на курсах водителей троллейбусов, выехала на городские маршруты. Вместе с одним из них в рейс отправился обозреватель «Вечёрки».
Мечта детства
Сегодня наш экипаж состоит из трех человек. Стажер Вячеслав ПОДЛИПИНСКИЙ сидит за рулем, водитель-инструктор – на подстраховке, а я занял место в салоне. Управлять троллейбусом не умею, зато смогу оценить, как Подлипинский везет пассажиров. А он уже выруливает из парка, который находится в городке Водников.
– Сегодня мы едем по второму маршруту, – говорит Вячеслав. – Сперва на «Ермак», а потом на завод имени Попова.
На лице у стажера улыбка. Не потому, что его снимает наш фотокорреспондент, а от радости. Ну как тут не радоваться, если сегодня сбылась его мечта детства?
– Кто-то в детстве мечтает стать космонавтом, кто-то – банкиром, а меня тянуло к троллейбусам, – поясняет мне Вячеслав.– Когда мы куда-нибудь ехали, то я не хотел садиться в автобус. Просил родителей дождаться троллейбуса, даже если для этого мы пропускали два-три автобуса.
Казалось бы, после школы ему прямая дорога в кабину «рогатого», но не сложилось. Учился, работал, служил, а мечту детства воплотил только сейчас, в 35 лет.
– Я окончил курсы водителей троллейбусов,– говорит Подлипинский. – И вот теперь приступил к стажировке на омских маршрутах.
«Налёт» у стажера пока небольшой, всего 34 часа, зато он успел побывать во всех концах города. Поселок Чкаловский и завод имени Попова, «Ермак» и железнодорожный вокзал – работал на самых тяжелых участках. Сейчас Вячеслав швартует троллейбус у остановки «Городок водников».
– Подъезды к остановкам в Омске большие, хорошие, – рассказал он еще перед рейсом. – Но раньше, пока сам не сел в кабину троллейбуса, я этого не замечал.
В этой кабине на многое начинаешь смотреть по-другому. К примеру, на выделенные полосы для автобусов и троллейбусов.
– Удобно и в пробках меньше стоишь, – считает Вячеслав. – Жаль, такие полосы есть не везде.
Всё под контролем
На троллейбусе сбоку нарисована цифра «236». Это наш бортовой номер. А на лобовом стекле большая табличка: «Учебный». Омичи должны знать, что троллейбусом управляет стажер. Но эта надпись никого не отпугивает. К тому же в кабине Вячеслав не один, а вместе с водителем-инструктором. Без него стажеров не выпускают на линию.
– У них еще опыта маловато, – считает водитель-инструктор Ольга ВОЛОХОВА. – Я, например, уже предугадываю, как другие машины, которые на дороге, себя поведут, вижу ситуацию целиком. Стажер пока так не может. Для этого и нужна стажировка – чтобы он мог в реальных условиях на реальной дороге отшлифовать свои навыки управления троллейбусом.
Он же тем временем миновал СибАДИ. Юркие легковушки вертятся возле нас, словно мошки. Какой-то чудак на «Тойоте» даже пытался подрезать троллейбус, если, конечно, я не ошибся. И это в Нефтяниках, а что творится в центре?
Вячеслав мне ответить не может. Он за рулем, а значит, его сейчас нельзя отвлекать. На помощь пришла Ольга Волохова.
– На окраинах проще ездить, – подтвердила она. – Самые опасные маршруты проходят через центр города, по основным магистралям. Это, к примеру, четвертый и третий.
Ольга Вячеславовна знает, что говорит. Она провела за баранкой троллейбуса 16 лет, так что опыта ей явно не занимать. В экстренной ситуации Волохова сразу же возьмет управление на себя – для этого и нужен инструктор. Но пока у нас все идет в штатном режиме. Троллейбус движется плавно, без тряски и дергания. Был бы стакан, я бы налил в него воды до краев и посмотрел, не расплещется ли она во время движения. Но и без стакана понятно, что наш троллейбус идет мягко-мягко. Хороший, видно, учитель у Вячеслава.
– Меня точно так же когда-то учили, – говорит Ольга Волохова. – Кстати, моя наставница водила троллейбус почти до семидесяти лет и ушла на покой лишь в прошлом году.
А наш троллейбус уже приближается к «Ермаку». Это конечная остановка.
Тяжело в ученье…
Троллейбус стоит, отдыхает на разворотной площадке. Отдыхает и Вячеслав Подлипинский.
– Долго учились? – спрашиваю его.
– Занятия начались в декабре, – отвечает мне Вячеслав. – Срок обучения составляет 838 часов. Это примерно полгода.
Первую пару месяцев слушатели курсов изучали устройство троллейбуса, правила дорожного движения и охраны труда. Затем приступили к практическому вождению.
– Нужно было проехать 140 часов по маршрутам города, – продолжает рассказ Вячеслав. – Пока еще без пассажиров, но под руководством опытного водителя-наставника.
В группе Вячеслава Подлипинского 13 человек. Все они успешно сдали экзамены, получили права и приступили к пассажирской стажировке. Стажеры должны наездить 286 часов, но уже с пассажирами в салоне троллейбуса. Только после успешного прохождения всех трех этапов новоиспеченных водителей допустят к самостоятельной езде по маршрутам города.
– Думаю, что в свой первый самостоятельный рейс выйду в начале августа, – говорит Вячеслав. – Я так долго этого ждал.
Следующий набор на курсы водителей троллейбусов состоится уже в сентябре. Всем, кто закончит учебу и сдаст все экзамены, гарантируют трудоустройство.
– Обучение водителей троллейбусов и трамваев осуществляется за счет средств предприятия и бесплатно для обучающихся, – комментирует начальник службы подготовки кадров МП г. Омска «Электрический транспорт» Иван ЧЕВТАЕВ. – На курсы зачисляются лица не моложе 21 года.
В этом году омский парк пополнился новыми троллейбусами «Адмирал», так что у каждого стажера есть шанс сесть за штурвал новенького троллейбуса. Желающие стать водителями троллейбусов могут обратиться в отдел кадров муниципального предприятия города Омска «Электрический транспорт» по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, 84 или по телефону 23-07-21.
Вадим ДИТКОВСКИЙ
Фото Владимира КАЗИОНОВА
*****