О кусочке Омска в богемном районе Бразилии, варенье от генерального консула и встречах с осевшими в Бразилии соотечественниками рассказывает наш спецкор Алексей Декельбаум.
Часть XIV
Знакомство с Рио
В Рио-де-Жанейро в белых штанах не ходит вообще никто. Разве что грузчики в магазинах. Так что представление Остапа Бендера об этом городе, мягко говоря, устарело…
— Вообще, к русским в Бразилии отношение очень хорошее. И сами по себе бразильцы — народ очень доброжелательный, — заметил наш новый друг Артур Григорян.
Впрочем, насчёт потрясающей доброжелательности бразильцев, особенно в провинции, я уже писал. Да и в Рио заметно невооружённым глазом, что людям здесь явно не прививают с детства чувство вражеского окружения. Хотя Артур посоветовал не гулять в одиночку по темноте, особенно в районах Санта-Тереза и Лапа, и тем более — на пляже Копакабана.
Артур — бывший москвич и владелец туристической фирмы в Рио-де-Жанейро. Когда сюда пришла яхта «Сибирь», он уже встречал нас на пирсе вместе с представителем консульства России Артёмом Фоминым. Они оба немедленно взяли на себя решение наших проблем. Артур занялся вопросами ремонта яхтенного холодильника, опреснителя и топливного бака, а также организацией экскурсии для экипажа «Сибири». А Артем обеспечил нам бесплатную стоянку в закрытой фешенебельной марине, помог оформиться в иммиграционной службе, разработал культурную программу нашего пребывания здесь и помог решить ещё множество вопросов.
Уже на следующий день с утра к сибирской яхте потянулись соотечественники — и в одиночку, и семьями. Пришли и журналисты ИА «Спутник» (РИА Новости), ИТАР-ТАСС и бразильского журнала Intertelas.
Позже состоялась ещё одна душевная встреча — с экипажем яхты «Елизавета», вышедшей из Красноярска в 2017 году и пришедшей в Рио двумя днями ранее «Сибири». Сейчас на ней идут на Антарктиду ребята из Питера во главе с капитаном и строителем этой большой и просторной яхты Алексеем Логиновым. Мы очень славно посидели вечером с ребятами на «Елизавете» и попели под гитару.
«И окурки я за борт швыря́л в океан,
Проклинал красоту островов и морей,
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей…»
И что примечательно, время от времени кто-нибудь изумлённо оглядывался по сторонам: «Ребята, да мы же в Рио!»
Это изумление от несоразмерности нашего социального статуса и нашего пребывания здесь накатывает на нас постоянно.
Очень насыщенным был день 28 декабря. Артур Григорян свозил нас к знаменитой статуе Христа на горе Корковаду, а затем провел прекрасную экскурсию по этому интереснейшему и многоликому городу, в частности, по его богемному району Санта-Тереза — местному Монмартру, обители творческой богемы и… криминала. Здесь нам показали знаменитую лестницу художника Силарона, украшенную тысячами разрисованных плиток. Кстати, там есть и плитка из Омска, и на ней изображено здание нашего драмтеатра.
Также мы убедились, что буквально весь Рио покрыт граффити, в том числе и известных художников. Посетили кафедральный католический собор построенный в стиле пирамид майя и освящённый в 1976 году. Это огромное модерновое сооружение на 5000 сидячих мест, а если убрать скамьи, то поместится и 20 тысяч человек. Завершилась поездка встречей с соотечественниками в православном храме Святой Великомученицы Зинаиды.
Познакомиться с экипажем кругосветной парусной экспедиции Сибирь — Антарктика — Сибирь собралось человек двадцать. Среди них была основатель балетной школы в Бразилии, русская балерина Татьяна Лескова, родившаяся в Париже в 1922 году. Были потомок декабриста Лунина, внучка известного омского писателя Леонида Иванова и другие. Очень живое и теплое участие во встрече принял генеральный консул Российской Федерации в Рио-де-Жанейро Владимир Токмаков. Он, в частности, сообщил, что внимательно следит за ходом экспедиции и за публикациями о ней.
Капитан «Сибири» Сергей Щербаков рассказал о прошлых и нынешнем походах яхты. Соотечественники проявили огромный интерес к сибирякам, которые ходят под парусами вокруг света. Причем из города, расположенного в 4000 километров от океана. Вопросов было множество, как и пожеланий доброго пути и удач под всеми широтами.

31 декабря вечером на набережной Копакабаны было не протолкнуться. Причем было очень много людей в белых одеждах — традиционных для бразильского Нового года. Грандиозным новогодним фейерверком в Рио-де-Жанейро экипаж «Сибири» любовался с залива. Затем он встретил на яхте Новый год, и уже в первые часы 2020 года «Сибирь» ушла в недельный переход на 915 миль — в Аргентину. И мили эти не обещали быть лёгкими — там хозяйничали циклоны и уже чувствовалось отдаленное дыхание Антарктиды…
От Рио до Уругвая
Из Рио-де-Жанейро «Сибирь» ушла сразу после новогоднего салюта. Надо отметить, что 14-минутный салют над Копакабаной, особенно если наблюдать его из бухты, — это воистину потрясающее зрелище. Огненная феерия, пиротехника, возведённая в высокое искусство! В общем, уже ради этого стоило переплыть океан, хотя у нас и иные цели…
Опубликовано Сергеем Щербаковым Вторник, 7 января 2020 г.
Первого января яхта уже шла в открытом море параллельно невидимому берегу, до которого было миль 50. Раскланялись со встречной нефтяной платформой и в первые сутки прошли примерно 148 миль, что было весьма неплохо. Но постепенно лёгкое волнение сменилось на менее лёгкое. Второго января «Сибирь» уже основательно окатило ночным дождем с ветром до 27 узлов. Причем ветер этот дул прямо в нос, и скорость даже при больших оборотах двигателя была унылой. Чтобы заработал хотя бы малый стаксель, мы должны были отклоняться на юго-восток. В итоге оказались уже в 150 милях от берега и на курсе, перпендикулярном генеральному, так что расстояние до точки прибытия вообще
перестало сокращаться.
Сменили галс и вернулись на генкурс, но 3 января уже ближе к берегу получили крутую болтанку с высотой волн до пяти метров, а то и более. Такого морского безобразия мы не встречали с подхода к Кабо-Верде в середине ноября.
Причем в каюте духота была отчаянная, а люки не открыть — плескало немилосердно. Вновь на яхте был вечер летающих тарелок, и стены камбуза были живописно украшены завитушками чойсов — уже заваренных, но так и не съеденных.
Ночная вахта имела уже ветер за 30 узлов, а на порывах — до 41. Плюс налетающие дожди. Утром 4 января выглянуло солнце и увидело «Сибирь», болтающуюся на волнах высотой уже в шесть-семь метров, а то и более. Правда, ветер постепенно затихал до 15-25 узлов, понемногу сглаживались и волны и куда реже хлестали на палубу и в люки. И что особенно отрадно: оба наших стакселя, большой и малый, так дружно заработали в галфинд (ветер сбоку), что «Сибирь» даже при малых оборотах двигателя выдавала скорость 6,5-7,5 узла.
В общем, жизнь налаживалась. К ночи она наладилась совсем: ветер — 8-13, скорость за 7 узлов (а на следующий день и до 8,5), волны умеренные, справа — фонарь Луны, слева — Южный Крест, на душе гармония…
Гармония-то гармония, но в сотне с лишним миль по курсу и ближе к берегу уже царило крутое месиво, и оттуда прилетели сообщения о человеке, выпавшем за борт, и о дрейфующем рыбачьем судне. И эти сообщения были отнюдь не первые, так что расслабляться не приходилось.
Проанализировав свежий прогноз погоды, капитан принял решение не долбиться против ветра в 30 узлов до аргентинской Мар-дель-Платы, а завернуть на пару дней в Уругвай. Тем более что наш опреснитель уже настоятельно требовал замены хилых шлангов на суровые тракторные высокого давления. Иначе грозил просто утопить яхту.
Морскую границу Бразилии и Уругвая мы миновали глубокой ночью. Вахта была божеская — со славной скоростью и ненавязчивой волной. Луна опускалась на плоский берег, вдоль которого шла «Сибирь», а Южный Крест и две его подделки — т. н. «ложные кресты» — смещались к зениту. Бразильский берег был тёмен и пуст и только мигал цепочкой красных огней. Такие же мигающие красные цепочки встретили нас и на берегу Уругвая, а потом появились и огни первого города.
Утром берег явился во всей своей плоской сомнительной красоте: песчаный пляж, который тянулся уже километров триста, и столь же однообразная полоса низкого леса — уже явно не тропического. Экипаж дружно решил, что картина очень напоминает берег Иртыша где-нибудь в районе сада Комиссарова или Черлака.
Пейзаж несколько оживила группа скальных столбов, а затем и проплывающие мимо населенные пункты Уругвая. Событием стало появление первых тюленей — они резвились в волнах между нами и берегом и, судя по всему, чувствовали себя превосходно. Кстати, температура прибрежной воды здесь — 18-19 градусов, да и воздух ночью-утром ненамного теплее. В общем, уже ощущается дыхание Антарктики, хотя на дисплее GPS значится ещё только 34°27′ южной широты и 53°50′ западной долготы.
Знали бы наши родители, куда занесет их ненормальных сыновей! Но, по крайней мере, когда-нибудь мы сможем прошамкать своим правнукам: «Вот помнитша, жаходили мы в Урухвай…»

Продолжение следует.
Фото автора. Видео капитана яхты Сергея Щербакова.
Часть I. “Минус сорок миль на пути к Антарктиде”
Часть II. “Перешли в Западное полушарие”
Часть III. “На пороге Атлантики”
Часть IV. “От французских маяков до гор Галисии”
Часть V. “Встречи на краю Европы”
Часть VIII. “Великая Морская Пустота”
Часть IX. “Острова Зеленого Мыса”
Часть XI. “Бом диа, Бразилия!”
Часть XII. “Город над бухтой Всех Святых”
**