«Вечерка» рассказывает о трагедии, в которой чудом уцелел лишь один человек.
Каждый, кто хотя бы раз посещал омское Старо-Северное кладбище, непременно обращал внимание на памятник, расположенный по левую сторону центральной аллеи некрополя, у самого входа. Внушительный мемориал, похожий на братскую могилу, невозможно не заметить: два десятка мраморных надгробий, выполненных в едином стиле, мощенная плиткой трапециевидная площадка, высокие ели. Но даже самый опытный краевед не всегда сможет подробно рассказать, кто эти военнослужащие, объединенные общей датой смерти, смотрящие на прохожих с овальных керамических фотопортретов, и что же произошло в небе над Читинской областью сорок лет назад, в декабре 1981 года.
Подробности авиакатастрофы 3 декабря 1981 года, в которой погиб почти весь состав воздушного командного пункта Омской ракетной армии, и сегодня скрыты грифом «секретно» и недоступны для изучения гражданским исследователям. Поэтому о тех событиях так мало знают омичи, а память продолжает оставаться лишь семейной и сугубо «ведомственной», хотя крушение самолета Ил-22 под Читой по своему масштабу является одной из самых крупных трагедий в истории нашего города.
Место дислокации – Омск
В феврале 1961 года решением Генштаба Вооруженных сил СССР на базе 27-го учебного артиллерийского полигона формируется 7-й отдельный ракетный корпус с дислокацией управления в Омске. По директиве Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения от 29 марта при управлении корпуса создаются новые части войск. К маю 1961 года 211, 212, 213 и 216-я бригады были переформированы в ракетные дивизии. В память о боевых заслугах периода Великой Отечественной войны директивой министра обороны СССР от 5 апреля 1961 года управлению войсковой части 43189 были переданы награды 109-й стрелковой дивизии и установлено новое наименование: 7-й отдельный гвардейский ракетный Бериславско-Хинганский дважды Краснознаменный ордена Суворова II степени корпус, также известный как Омская гвардейская ракетная армия. Главным местом ее дислокации стала территория 16-го Военного городка.
– Воздушный командный пункт – это была отдельная войсковая часть, – объясняет подполковник в отставке Анатолий Игнатьевич СОБЧЕНКО. – В ее состав входили офицеры командного пункта, летный экипаж, узел связи, техники, обслуживающие экипаж. У этой части был свой командир, замкомандира, штатное расписание и т. д. Она имела отдельный номер – 16616. Сформирован воздушный командный пункт был в феврале 1979 года, если говорить языком документов, «в ходе применения концепции повышения живучести системы управления, противодействия ядерному оружию и оперативно-тактическим ракетам».
Для размещения личного состава, аппаратуры радиосвязи (в том числе систем спутниковой связи), шифрования и управления воздушно-командного пункта был использован специальный унифицированный самолет Ил-22М «Бизон», входящий в состав 105-й отдельной смешанной авиационной эскадрильи.
Роковой полёт
3 декабря 1981 года комплексная группа офицеров управления и штаба армии и Новосибирского ракетного соединения вылетела в Читинскую область для приема в состав армии и соединения ракетного полка. На подлете к аэродрому Домны (18 км от читинского аэродрома Черемушки) самолет в сложных метеорологических условиях не выдержал схему захода, задел верхушки деревьев и врезался в сопку, разломившись на две части. Прогремели взрывы, заправленное горючим воздушное судно мгновенно загорелось. Фрагменты самолета и людей разбросало на большое расстояние. Из тридцати трех человек в живых остался только офицер организационно-мобилизационного отдела объединения майор Анатолий Иванович Высоцкий. Его спасло то, что взрывом он был отброшен на несколько сотен метров, а удар смягчили лапы хвойных деревьев. Когда офицер очнулся, то с обожженными ногами пополз к месту падения самолета. Несколько человек, обгоревшие, с многочисленными переломами и тяжелыми травмами, пытались двигаться. Кто-то замерз в снегу, не дождавшись помощи, поскольку быстро организовать спасательную операцию в гористой местности зимой было крайне сложно.
Об авиакатастрофе не сообщалось ни по радио, ни в газетах, но весь город застыл в скорбном молчании, когда траурная процессия двигалась от гарнизонного офицерского клуба в 16-м Военном городке до Старо-Северного кладбища.
– Это были очень страшные дни, – вспоминает жительница 16-го Военного городка Анна Николаевна НАУМОВА. – Прощание проходило в гарнизонном клубе. Гробы стояли закрытые, родственникам становилось плохо… В 1978–1979 годах сдали два новых пятиэтажных многоквартирных дома для офицерского состава армии. А в 1981-м разбился самолет. Два десятка женщин в возрасте 30–45 лет остались вдовами, с несовершеннолетними детьми на руках; у многих офицеров еще были живы родители. По всем подъездам нашего дома стоял не плач, а буквально вой. Даже сегодня тяжело вспоминать.
На Старо-Северном кладбище Омска были похоронены двадцать два военнослужащих. Это подполковники Ю.П. Игнатков – заместитель начальника отдела кадров армии, В.И. Корухов – старший офицер воздушного пункта управления (ВЗПУ), В.А. Набережных – старший офицер ВЗПУ, В.М. Панченко – заместитель начальника ВЗПУ, майоры В.Е. Кириллов – командир корабля самолета Ил-22, В.М. Постовой – начальник узла связи ВЗПУ, А.И. Тимофеев – старший офицер ВЗПУ, В.С. Шевченко – офицер тыла армии, капитаны В.К. Абакумов – штурман, Б.Г. Бондаренко – старший бортовой техник, В.П. Паниченко – бортовой инженер, И.Д. Шапарь – старший бортовой техник; связисты и члены экипажа старший прапорщик В.И. Чирченко, прапорщики В.А. Герасимов, А.В. Гольцов, А.И. Гудков, А.Н. Дворников, М.И. Калинин, А.И. Карезин, В.Т. Пиддубривный, В.Д. Потапенко, В.П. Протвень.
Останки остальных погибших, в том числе первого заместителя командующего армией генерал-майора Ф.И. Корсуна и еще девяти человек, были отправлены к местам проживания родных.
В октябре 1993 года в ходе структурных организационных мероприятий воздушный командный пункт армии был расформирован.
Нельзя забывать
Пару лет назад в омских СМИ прошла информация о том, что мемориал погибшим военнослужащим воздушного командного пункта ракетной армии пришел в упадок, захоронение оказалось запущенным.
– Последний масштабный ремонт проводился в 2004 году, – рассказывает заведующий Старо-Северным мемориальным кладбищем Владимир МАЙЗНЕР. – Сейчас из части иногда присылают солдат, они что-то подметут, траву подергают. На 9 Мая приезжает генерал, венок возлагает. А так ходят в основном несколько женщин, ну и мы, сотрудники, стараемся два-три раза за лето территорию прополоть – бурьян же лезет через плитку, цветы сажаем, когда есть возможность.
Из нескольких членов экипажа воздушного командного пункта, не полетевших роковым рейсом в декабре 1981 года, сегодня в живых не осталось никого. Родственники не всегда могут полноценно ухаживать за мемориалом, ведь даже детям многих погибших офицеров в наши дни уже больше 50 лет. Раньше уход за памятником осуществлялся силами эскадрильи войсковой части 77126. Сегодня нет ни эскадрильи, ни части с таким номером. Получается, что с переподчинением и различными реорганизациями «расформировали» и память, и, возможно, скоро уход за захоронением станет задачей общественных и волонтерских организаций. Но чтобы было так, эта скорбная страница истории Омска не должна быть забыта. Вспоминать о ней необходимо. Хотя бы в годовщины.
Александр ГОРДЕЕВ
***
Катастрофа случилась ночью, в 4 — 5 километрах от наших позиций. Через 30, может, 40 минут группа, сфомированная нашим командиром, была готова следовать к месту падения. Но… Слишком долго ждали разрешения «сверху». Только утром следующего дня начались работы по спасению.
Среди погибших в той авиакатастрофе выпускник 52 уч. гр. 1967 года омского авиаучилища спецслужб ГА Ваня Шапарь. После отработки по распределению 3 лет в Колымском аэропорту Якутского управления ГА Иван в 1970 г. пришёл устраиваться на работу на учебный радиополигон на тот момент уже лётно-технического училища. Вакантных мест на радиополигоне не было и я, начальник радиополигона, посоветовал обратиться в ту самую зскадрилью, которая тогда базировалась на краю омского аэропорта. В те годы училище на своём военном цикле готовило офицеров запаса, что позволяло использовать наших специалистов и в СА. Техник-лейтенант Ваня Шапарь успел к той катастрофе дослужиться до капитана. Светлая память нашему питомцу…
Вечная память.
Вечная память
вечная память
В то время я служил срочную в ,,,’Глуховской» дивизии, в Новосибирске. Нас построили на плацу и сообщили об автокатастрофе под Читой воздушного командного штаба Омской армии, при этом строго запретив распространяться по этому поводу. Среди погибших, наряду с зам. командующего армией генерала Корсуня и других офицеров был и наш зам. командира дивизии по тылу полковник Серебрянский, пользовавшийся, по словам офицероа, уважением в дивизии. Он неоднократно бываял в нашем подразделении. Если я не ошибаюсь, на его кителе был лишь значок об окончании гражданского ВУЗа, однако человек дослужился до такой должности и звания. Вечная им всем память. Что касается ухода за могилами, то это вопросы к МХинистерству обороны, ведь они погибли при исполнении.
Валерий: поправка — не автокатастрофа,а авиакатастрофа
Хоть бы ошибки свои исправил, в тексте. Торопыги…